Система льгот: оставить нельзя урезать

Где будет поставлена запятая? В Беларуси по поручению главы государства подготовлен проект закона "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан". Разработка законопроекта обоснована необходимостью совершенствования системы государственной социальной поддержки населения на основе принципов социальной справедливости, экономической обоснованности, адресности и доступности различных форм такой поддержки. "Концептуальные подходы определены, — сказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА начальник главного управления комплексного анализа и координации Министерства труда и социальной защиты Беларуси Евгений Касперович. — Но останутся ли они без купюр?”

Сила привычки, а не сила защиты
“В Беларуси действует — и постоянно совершенствуется — разветвленная система социальной защиты населения, — отметил Евгений Касперович. — Она включает в себя несколько глобальных направлений. Это социальное страхование, пенсионное обеспечение, государственная социальная поддержка населения, государственные минимальные социальные гарантии, а также индексация доходов населения в связи с инфляцией. Социальные льготы и гарантии для отдельных категорий населения являются одной из составляющих системы социальной защиты”.
Никакая другая форма социальной поддержки не может сравниться со льготами по охвату населения. Так, льготы распространяются на 64% жителей страны, а если исходить из позиции “человек—льгота”, то данный показатель превышает 12 млн. Это тяжелый груз для экономики республики. Льготы поглощают около одной трети бюджетного финансирования программ государственной социальной поддержки населения, что, безусловно, ограничивает возможности этих программ.
По словам собеседника, главный минус существующей системы льгот состоит в том, что ее адресаты формируются сугубо по формально категориальному признаку (в перечне льготников — около 60 категорий), без учета нуждаемости. Как показывает анализ результатов выборочного обследования домашних хозяйств, люди (семьи) с более высокими доходами имеют гораздо больший размер льгот, чем семьи с низкими доходами. Это происходит из-за того, что жители сельской местности, имеющие меньший достаток по сравнению с жителями городов, пользуются льготами гораздо меньше из-за более узкого доступа к услугам. В первую очередь, это касается услуг ЖКХ, общественного транспорта, а также реализации льготы на лекарства.
А значит, говорить об эффективности системы льгот не приходится. Ведь налицо явные перекосы: льготы получают не те, кто в них больше нуждается, а те, кто имеют к ним больший доступ. При этом внушительный объем финансирования льгот просто-напросто “распыляется”, для конкретного пользователя льгот их сумма невелика — в среднем около Br20 тыс. в год.
Еще одна сторона медали: льготы ложатся бременем на предприятия (они недополучают прибыль, поскольку из бюджета компенсируется только около трети затрат на оказание льготных услуг). Это можно назвать некомпенсируемыми издержками, выбывающими доходами, но суть одна — идет вымывание собственных средств таких предприятий.
Широкое распространение льгот влечет дополнительную нагрузку и на “нельготную” часть населения. Так, скажем, средний человек, не пользующийся никакими льготами, в некоторой степени оплачивает льготы другим людям из своего кармана, а еще вынужден оплачивать услуги по более высоким тарифам (предприятия не могут снижать их стоимость себе в убыток).
“Для нельготников, которые оказываются в двойном-тройном убытке, такая ситуация не несет положительного заряда, — подчеркнул Евгений Касперович. — В то же время любое законодательство — трудовое, пенсионное, в сфере занятости и соцзащиты — должно создавать позитивные стимулы для повышения трудового потенциала человека, укрепления его активной жизненной позиции”.
Монетизация — не наш путь
После реформирования системы льгот в Российской Федерации и в Беларуси появились сторонники монетизации.
Исходные точки в России были теми же, что и в нашей стране. Это естественно, ведь “колыбель” льгот была у всех одна — советская, а значит, и болезни те же. Это широкий перечень льготников, “распыление” средств, недофинансирование из бюджета, безадресность. Многие льготы были продекларированы, но реально не предоставлялись.
Монетизация заключается в переводе значительной части натуральных льгот в денежные. Первоначальная схема заработала с большими перебоями, что вызвало обоснованное недовольство населения вплоть до акций протеста. Неоднократно вносились существенные корректировки. Они служили своеобразной “смазкой” нового механизма, чтобы он работал более-менее ритмично.
Впрочем, “пробуксовки” все равно случаются. Как, например, последняя — с обеспечением льготников лекарственными препаратами. Это стало темой для обсуждения на самом высоком уровне — президент РФ Владимир Путин назвал данную ситуацию “печальной”.
Несомненно, сбои возможны при обкатке любой новой системы. Поэтому остановимся на главных преимуществах и недостатках российского варианта.
Плюсом монетизации является нивелирование социальной несправедливости, связанной с нереализацией права на льготы сельским населением. Кроме того, новая система предоставления льгот стала стимулом к развитию социальных услуг.
Среди главных недостатков — вероятность нецелевого использования компенсаций, а также необходимость принятия дополнительных мер социальной поддержки населения.
И наконец главное. Объем выплат на льготы из федерального бюджета вырос в... 4 раза по сравнению с “дореформенным” уровнем! Российский бюджет смог себе это позволить с учетом своей нефтегазовой составляющей...
Безусловно, в новом белорусском законопроекте речь не идет о полном сокращении льгот. Это в принципе невозможно, и в таком ракурсе вопрос никогда не рассматривался, подчеркнул Евгений Касперович. Цель документа — пересмотр системы предоставления льгот и гарантий с тем, чтобы высвобожденные в результате оптимизации льгот средства перенаправить на другие социальные программы.
Основная часть средств должна пойти на увеличение поддержки программ материнства и детства, на усиление государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам, на реализацию мероприятий по реабилитации территорий, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС.
Концепция грядущих изменений
По словам Евгения Касперовича, детализировать положения законопроекта вряд ли целесообразно — многие позиции его могут быть изменены или доработаны. Поэтому есть смысл озвучить основные концептуальные подходы.
Так, предлагается сохранить основные льготы, гарантии и преимущества для Героев, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, и лиц, награжденных орденом Отечества трех степеней, а также ветеранов и инвалидов войны и приравненных к ним лиц. Льготы останутся прежними для семей погибших военнослужащих и инвалидов войны, инвалидов первой и второй группы независимо от причин инвалидности, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Предусматривается сохранить льготные позиции за людьми, заболевшими и перенесшими лучевую болезнь, инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также несовершеннолетними детьми, проживающими на территории радиоактивного загрязнения.
Впервые планируется ввести нормирование предоставления льгот (их оказание будет идти в одной связке с учетом установленных норм потребления). Это касается жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских и иных услуг, обеспечения лекарственными средствами, соотносимых со средним фактическим уровнем потребления соответствующих услуг. Тем самым будет предупреждаться чрезмерное (не обусловленное нормальными потребностями) использование предоставляемых на льготных условиях социальных услуг.
Чтобы право на льготу автоматически не распространялось на всю семью, предлагается ограничить состав членов семьи льготника, которым будут предоставляться скидки с платы за жилищно-коммунальные услуги, только инвалидами первой и второй группы и неработающими родителями погибших (умерших) военнослужащих. Ведь льготы должны распространяться на тех, кто их заслужил и кто в них действительно нуждается, подчеркнул Евгений Касперович.
Следует отметить, что сокращение льгот по санаторно-курортному обеспечению уже произведено по указу № 542, который вступил в силу с 1 января текущего года. Теперь оплата стоимости путевки зависит от получаемого дохода для большинства населения, включая пенсионеров.
Планируется ограничение льгот и гарантий для военнослужащих, работников органов внутренних дел, финансовых расследований, подразделений по чрезвычайным ситуациям и членов их семей, а также для отдельных категорий чернобыльцев и некоторых других категорий населения.
“Но это делается не для того, чтобы ограничить право граждан на государственную поддержку, а в целях оптимизации действующего порядка предоставления льгот и более эффективного распределения бюджетных средств с учетом критерия нуждаемости”, — сказал Евгений Касперович.
По его мнению, одним из главных индикаторов эффективности программ государственной социальной поддержки является их воздействие на снижение масштабов бедности. Речь идет о переходе количества в качество: предоставляемые “огулом” льготы не решают острых проблем отдельно взятого человека, в силу объективных причин оказавшегося в критической жизненной ситуации. Поддержка должна оказываться точечно (конкретному человеку) и концентрированно (ощутимо для получателя поддержки).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter