Сиротский синдром

От Веры, как и от большинства воспитанников столичной специальной школы-интерната N 7 для детей-сирот, мама с папой отказались, когда она была еще малышкой.
От Веры, как и от большинства воспитанников столичной специальной школы-интерната N 7 для детей-сирот, мама с папой отказались, когда она была еще малышкой. Врачи обнаружили у девочки нарушения в интеллектуальном развитии и порок сердца. Возиться с "бракованным" ребенком - удел государства, рассудила супружеская чета.

В этом году Вере придется покинуть стены интерната. "Страшно, - говорит она. - Не хочу уходить". Чем заняться, Вера пока не знает. Выбор ограничен врачебным диагнозом: можно работать в сфере озеленения, выполнять нетяжелые и несложные строительные работы, мыть посуду в столовой и т.д. Жить девочке придется у тех самых мамы с папой, которые ее когда-то бросили. За выпускницей закреплены законные метры в родительской квартире. Только Веру это совсем не радует. Неделю назад - впервые за 16 лет - Вера познакомилась с так называемыми родителями. Одна пойти не рискнула. Пошла с социальным педагогом. Встреча вышла нерадостной: "родные пенаты" оказались настоящим притоном, а папа с мамой долго не могли взять в толк, что это за девочка?..

За 9 лет воспитанники школы-интерната N 7 одолевают учебную программу, которая приравнена к 4 классам общеобразовательной школы. Однако математика и правописание для детей с особенностями психофизического развития - объективно вещи второстепенные. Основная задача - обучение несложным профессиям и подготовка к дальнейшей жизни. Социально-психологическая реабилитация, несомненно, дает результаты, но - только пока дети находятся в интернате. О выпускниках печься особо некому. Молодые люди оказываются один на один с незнакомым миром, считает психолог школы-интерната Семен Гацев. По мнению ученых, способность жить самостоятельно формируется к 21 - 23 годам. Подопечные Семена Ефимовича обходиться без наставника не могут гораздо дольше. Но оставлять ребят в интернате после совершеннолетия администрация не имеет права.

Худо-бедно большинство выпускников удается трудоустроить. Увы, зачастую ненадолго - сами понимаете, возиться с ними, скажем, на стройке просто некому. Лет 10 назад Семен Гацев с группой единомышленников пытались решить вопрос о создании центра социально-психологической реабилитации и поддержки для детей-сирот с психофизическими особенностями развития, но безуспешно. Да, в республике наконец появились центры помощи семье и детям. Но кто приведет туда сироту? В свое время психологи и дефектологи школы-интерната, опираясь на мировой опыт, разработали собственную концепцию социального сопровождения сирот с интеллектуальными нарушениями, которая предусматривала создание центра социально-психологической реабилитации прямо при школе. Предполагалось, что специалисты-дефектологи, хорошо изучившие своих подопечных в течение 9 лет, будут курировать их еще 3 года после окончания школы. Однако концепция так и осталась невостребованной. Зато ее с успехом применили россияне. А в республике, увы, вопрос так и остался открытым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter