Сиротами не рождаются

В  Солигорском  районе  Минщины довольно  успешно  борются с  социальным  сиротством

В  Солигорском  районе  Минщины довольно  успешно  борются с  социальным  сиротством 

Из больницы, куда годовалая Катя попала  с подозрением на ангину и где вместе с мамой Светланой провела две насыщенные усиленной терапией недели, домой вернулась здоровой и повеселевшей. И не было бы в этой ситуации повода для печали, если бы не гнетущие воспоминания...

Мысли Светланы не покидали образы двух милых розовощеких близнецов из соседней палаты. Кровная мать отказалась от детишек еще в роддоме, поэтому детскую комнату им с первых дней заменили больничные стены. Светлана вспомнила, с каким аппетитом «ничейные» малыши опустошали бутылочки с обыкновенной молочной смесью. В то время как большинство «домашних» детей от больничной провизии категорически отказывались. Сироты во всем были менее требовательны и более послушны. Поэтому вскоре у них появились и яркие игрушки, и теплые одежки, оставленные чужими, но неравнодушными к детскому одиночеству мамами.

После выписки из больницы Светлана постоянно думала о брошенных детях и делилась этими мыслями с мужем. «Почему бы не забрать детей к себе?» — первым предложил, как ни странно, папа Кати. «Так у «поздней» долго­жданной Катеньки появятся сразу два братика, о которых, конечно, мечтают все дети, воспитывающиеся в семьях одни», — рассудила Светлана. Смелых родителей поддержали и друзья, и родственники. Да и разве можно остаться невнимательным к подобной детской трагедии?

Однако такие невнимательные и равнодушные есть. Мать и отец этих голубоглазых малышей и сотни таких же родителей, породивших проблему социального сиротства.

Как часто такие родители задумываются о том, как и где живут их дети? Подобные мысли посещают нерадивых очень редко, иначе обретших вновь родительский кров детишек у нас в стране было бы гораздо больше. В основном дети идут дальше «по этапу». Для малышей до трех лет сначала это больница, а затем, как и для всех остальных, детский дом, интернат, если повезет — приемная семья или даже усыновление. После — самостоятельная взрослая жизнь, где множество вопросов и обоснованных претензий к этой самой жизни.

— Если ребенок оказался не нужен собственным родителям, ему, конечно, поможет государство. Но появляется больше людей, готовых взять на воспитание чужую кровинку. В Минской области уже выстроилась очередь из семейных пар, которые хотят работать воспитателями в детских домах семейного типа. Как правило, у этих людей есть родные и приемные дети. В Солигорском районе уже девяносто приемных семей, где воспитываются 147 детей! И каждая такая семья мечтает пригреть еще кого-нибудь! — говорит Лилия Кондратеня, ведущий специалист сектора охраны прав ребенка отдела образования Солигорского райисполкома.

Институт приемных семей, так распространенный на Западе, популярен уже и в Беларуси. Без сомнения, это лучшая альтернатива детским домам и интернатам. Ведь даже при наличии в этих учреждениях суперсовременных методик работы с данной категорией детей модель семейного воспитания воссоздать там все равно нереально. Воспитание же в приемных семьях пока наиболее удачный, приемлемый способ решения проблемы социального сиротства и, что более важно, социализации, нормального развития ребенка-сироты. 

Однако образцом создаваемых детско-родительских отношений по праву считается усыновление. Из пар, готовых принять ребенка в семью на самых честных условиях, в Солигорском районе тоже сформировалась очередь! «Задел» для таких семей в регионе немалый — здесь 292 ребенка-сироты, из них, кстати, только 42 — биологические сироты. Так что выбор у желающих без лишней огласки стать родителями и привести в дом долгожданного малыша есть. Почти все усыновители, однако, хотят именно малыша — ребенка до трех лет. Здоровенького, конечно. Угодить таким запросам удается не всегда. Но есть и исключения из правил. Желание одной пары в Солигорском районе стать наконец родителями не отбило даже наличие ВИЧ-инфекции у их будущего малыша... Поистине, у любви и доброты не должно быть земных мерил...

Специалисты местных органов опеки и попечительства знакомят со статистикой. За 2007 год родительских прав в отношении 53 детей лишились 53 родителя, а в этом году тех и других стало соответственно уже на десять и шесть человек меньше. Взяться за ум, а заодно и за восстановление семейных отношений многих обязанных или находящихся на грани лишения прав родителей побуждают иногда — что скрывать! — не столько духовные стимулы, сколько материальные. Знают непутевые мамы-папы, что, лишившись детей, рискуют потерять и собственное жилье. Без­апелляционные нормы Декрета № 18 в части погашения родительского долга за счет переселения обязанного лица в помещение меньшей площади и сдачи освободившейся квартиры внаем на многих горе-родителей действуют отрезвляюще. Есть и такой важный для нерадивых фактор: при восстановлении их в родительских правах задолженность за содержание детей в госучреждениях с мам-пап автоматически списывается. Правда, впоследствии корыстные мотивы всегда выплывают наружу.

— Приемная, опекунская семья — это хорошо, усыновление — замечательно. Но главная наша цель — привести в чувство мамаш-кукушек и отцов, работать с биологической семьей. Любой мало-мальски положительный результат в работе с истинными родителями каждый из нас воспринимает как собственную удачу. Радовались, когда одна из мам, лишенная прав на новорожденного ребенка, восстановилась в них меньше чем за год. Были приятно удивлены, когда матери, лишенной прав на пятерых своих детей, снова стать нормальным человеком помог новый муж. Вместе они уже воспитывают шестого ребенка... Аналогичная ситуация с матерью, оставившей когда-то троих своих детей, — рассказывает Лилия Кондратеня.

За прошлый год возродить родительские чувства специалистам органов опеки и попечительства Солигорского района удалось уже у девятерых родителей в отношении 11 детей, а в 2007 году достучались до сознания шестерых мам и пап. «Созревают» для восстановления в правах еще три пары. Среди них и мать четверых детей. Когда женщину лишили родительских прав несколько лет назад, всех ее детей пожелала взять на воспитание приемная семья, вырастившая девятерых собственных ребятишек! Как выяснилось, новые мама и папа работали не только с сиротами, но довольно успешно и с их непутевой мамашей. Женщину удалось образумить, а сейчас специалисты органов опеки и попечительства собирают документы для восстановления ее в материнских правах...

Похожих примеров в Солигорске и районе немало. Год за годом обновляются и статистические данные по проблеме. На фоне  положительных моментов в работе с обязанными несколько меркнут тревожные цифры. Конечно, социальное сиротство как самая опасная болезнь нашего общества было и есть. Но специалисты органов опеки и попечительства уверены, что в будущем мы все же сможем победить это социальное зло. Обнадеживающие поводы так думать налицо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter