Срыв перемирия в Сирии был предсказуем

Сирийский клинч

Перемирие в Сирии, которое было объявлено с 12 сентября после переговоров в Женеве госсекретаря США Дж. Керри и министра иностранных дел России С. Лаврова, оказалось фактически сорванным. Таким образом, оказывается под вопросом и та «дорожная карта», о которой договорились главы внешнеполитических ведомств России и США. Впрочем, подобный исход был вполне предсказуем, учитывая глубинные противоречия как внутри самой Сирии, так и между внешними игроками, вовлеченными в конфликт.


Началось все с обстрела позиций сирийской армии в районе Дейр-эз-Зора авиацией возглавляемой США коалиции. Американская сторона объяснила случившееся ошибкой и выразила сожаление по поводу жертв. Однако это стало поводом для обвинений в адрес США в срыве перемирия и поддержке боевиков со стороны России и официального Дамаска.

20 сентября стало известно об авиаударе по гуманитарной колонне, направлявшейся в блокированный Алеппо. На этот раз обвинения со стороны США и западных союзников посыпались уже в адрес России.

Наконец, в четверг военное руководство Сирии объявило о начале военной операции против боевиков в восточной части Алеппо. Очистить город от исламистов не удается уже несколько месяцев, город блокирован сирийской армией, гуманитарная ситуация там критическая. Алеппо сегодня является главной болевой точкой на карте сирийского конфликта, поэтому неудивительно, что очередная дестабилизация началась именно здесь.

Фактический срыв перемирия тут же получил международное измерение, в очередной раз обозначив раскол между США и ЕС с одной стороны и Россией и Ираном — с другой.

В воскресенье, 25 сентября, состоялось экстренное заседание Совбеза ООН, инициированное Великобританией, США и Францией в связи с ситуацией в Сирии. Накануне и во время заседания продолжалась дипломатическая пикировка. Так, глава британского МИД Борис Джонсон обвинил Россию в затягивании войны в Сирии. Вскоре последовала отповедь от официального представителя российского МИД М.Захаровой, которая, в свою очередь, обвинила Британию в затягивании войны в Ираке. Министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро предостерег Россию и Иран от соучастия в «военных преступлениях, совершаемых в Алеппо» (очевидно, имея в виду военную операцию сирийской армии против исламистов).

Отличился резкими высказываниями и спецпредставитель России в ООН В.Чуркин, который отметил, что «возвращение Сирии к миру стало почти невозможной задачей», а также заявил, что в вопросах урегулирования сирийского кризиса Россия больше не пойдет на односторонние уступки.

Таким образом, раскол среди международных игроков в подходах к тому, что происходит в Сирии, очевиден. Этому способствует фундаментальное несовпадение интересов сторон, вовлеченных в сирийский конфликт.

Россия и Иран, делающие ставку на поддержку действующего президента Б.Асада, заинтересованы в усилении своего влияния в ближневосточном регионе, чего не хотят США и западные союзники, привыкшие к своему практически безраздельному доминированию в этом стратегически значимом регионе. Кроме того, в Сирии был, пожалуй, брошен первый серьезный вызов западной практике «гуманитарных интервенций» под предлогом защиты прав человека и демократии.

В силу этого любое обострение в Сирии становится поводом для взаимных обвинений и стопорит очередные попытки мирного урегулирования. Запутанность внутрисирийской ситуации также не благоприятствует разрешению конфликта. Так, до сих пор не удается договориться о размежевании «умеренной» оппозиции и радикальных исламистов, против которых будет продолжена военная операция. Грань между «умеренными» и «радикалами» по-прежнему остается размытой.

Очередной сирийский клинч показывает, что до реального урегулирования по-прежнему очень далеко.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter