Прошедшая юбилейная 70-я Ассамблея ООН привлекла к себе особое внимание

Сирийские узлы преткновения

Прошедшая юбилейная 70-я Ассамблея ООН привлекла к себе особое внимание. И дело не столько в круглой дате, сколько в общей ситуации, сложившейся в мире. Подобные глобальные форумы хороши тем, что позволяют ведущим мировым игрокам обозначить свои позиции и видение глобальных проблем, а также провести переговоры по наиболее значимым и болезненным вопросам. Именно этого ожидали от прошедшей встречи. Естественно, в центре особого внимания оказались миграционный кризис, а также конфликты вокруг Сирии и Украины.



Эти три проблемы переплетены в сложный узел. Проблему миграции во многом провоцирует ситуация в Сирии и Ираке, вызванная экспансией ИГ. Для борьбы с ИГ необходима широкая международная коалиция. Однако ведущие мировые игроки не могут договориться между собой, в том числе и из-за украинского кризиса, в отношении которого у России и западных стран прямо противоположные позиции.

Как и следовало ожидать, выступления глав ведущих мировых держав отразили их несовпадающие подходы к проблемам мирового развития. Если президент США традиционно делал упор на защиту свободы и демократии по всему миру и осуждал диктаторские, по мнению США, режимы, то лидеры России и Китая говорили о недопустимости диктата со стороны мировых гегемонов (прозрачно намекая на те же США) и праве государств самостоятельно определять свой путь развития.

Идеологические позиции мировых лидеров были вполне предсказуемыми, поэтому основные новости ожидались не от публичных речей, а с переговорных площадок, оставшихся вне прицела видеокамер. В первую очередь это касалось анонсированной встречи Владимира Путина и Барака Обамы. С начала украинского кризиса отношения двух стран оказались на крайне низком уровне, что констатировал и российский президент. Конфликт интересов в Украине, усугубленный политикой санкций, инспирированной, по мнению Москвы, американской стороной, заставил давно забыть о «перезагрузке» российско-американских отношений, обещанной на заре президентства Б.Обамы.

В свете этого от встречи двух президентов в Нью-Йорке ожидали не каких-то прорывов, но хотя бы расстановки точек над «i» в двусторонних отношениях и минимального сближения позиций там, где это возможно.

Разумеется, основной повесткой российско-амери­канских переговоров стали Украина и Сирия. И если украинский вопрос существенных сдвигов не принес, то на сирийском направлении произошли серьезные, если не сказать кардинальные, подвижки.

Впрочем, и на украинском направлении итоги российско-американской встречи нельзя назвать безрезультатными. Во всяком случае, кажется вполне прозрачной связь между переговорами в Нью-Йорке и наконец подписанной в Минске договоренностью о разводе вооружений калибром менее 100 мм в зоне конфликта в Донбассе. Впрочем, подписание этого документа на фоне сохраняющегося политического тупика вызывает у многих аналитиков скепсис. Оптимизма не добавляют и появившиеся сообщения о новых поставках американских вооружений в Украину. Речь идет о крупнокалиберных снайперских винтовках Barrett М107А1 и противотанковых гранатах DRTG-73, что может говорить о следующем: несмотря на миротворческую риторику подготовка к возможному силовому сценарию продолжается. Как бы там ни было, но на данный момент ситуация в Донбассе выглядит в целом стабильной, а Россия и США продолжают заверять в своей приверженности минским соглашениям.

Что касается итогов российско-американских переговоров по Сирии, то они вызвали двоякую реакцию. С одной стороны, они были восприняты как серьезный дипломатический успех России и уступки со стороны США. Действительно, российское военное присутствие в Сирии, носившее «полуподпольный» характер, стало международно признанной реальностью. Более того, Россия начала открытую военную поддержку правительства Б.Асада, и в среду российская авиация нанесла первые удары по позициям исламских боевиков. По словам главы администрации президента РФ С.Иванова, речь идет исключительно о поддержке с воздуха — сухопутную операцию Россия не планирует. Тем не менее это первое со времен распада СССР столь крупномасштабное участие России в вооруженном конфликте в дальнем зарубежье. О совместной коалиции против ИГ Россия и США так и не договорились. Камень преткновения здесь — судьба Б.Асада, который неприемлем для США в качестве главы сирийского государства. Вместе с тем американцы уже не настаивают на незамедлительном уходе Асада, что также воспринимается как уступка России. Также Россия и США заявили о координации своих усилий в борьбе с исламским радикализмом на Ближнем Востоке.

В то же время многие эксперты полагают: столь уступчивая позиция США обусловлена тем, что американцы желают втянуть Россию в заведомо проигрышный и бесперспективный конфликт, который рискует обернуться для РФ «вторым Афганистаном». Многих также насторожили столь решительные действия РФ в Сирии на фоне «слабой» позиции в Донбассе.

Как бы там ни было, ставки в ближневосточной игре резко возросли.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter