Россия стала существенным фактором влияния на ситуацию на Ближнем Востоке

Сирийская сделка, или Какова цена влияния Москвы на Асада

Бесспорно, что благодаря военному вмешательству в сирийский кризис Россия стала существенным фактором влияния на ситуацию на Ближнем Востоке, который невозможно игнорировать при обсуждении дальнейшей судьбы Сирии. В итоге США и ряд региональных игроков смирились с тем, что ключи к решению сирийского кризиса находятся в Кремле. Судя по всему, Москва и сама пытается найти выход из сирийского клубка ближневосточных противоречий. Ведь дальнейшее втягивание России в сирийский кризис рискует обернуться новыми непредсказуемыми военно-политическими, экономическими и дипломатическими издержками как на Западе, так и на Ближнем Востоке.


Именно по этой причине Москва, вместо того чтобы окончательно разгромить отряды сирийской оппозиции и боевиков, угрожающих власти Башара Асада, вдруг решила снизить интенсивность военно-воздушной операции и прервать решительное наступление сирийских войск на оплоты противников Башара Асада, чтобы вступить в переговоры со США по поводу установления режима перемирия. Главная причина такого нелогичного, на первый взгляд, шага кроется в желании Кремля выйти из международной изоляции и восстановить престиж страны как глобальной державы, с которой должны считаться во всем мире, особенно на Западе. А для этого необходимо участвовать наравне со США в обсуждении и решении наиболее злободневных проблем глобальной повестки дня, чем, безусловно, на сегодняшний день является сирийский кризис. Таким образом, логика Москвы в данном случае заключается в том, чтобы обменять свое влияние на ситуацию в Сирии на начало нормализации отношений с Западом, первым шагом к чему должно стать смягчение антироссийских санкций.

Поэтому Москва посчитала переговоры с Вашингтоном по сирийскому перемирию хорошей возможностью для возобновления торга с Западом по поводу потенциальных уступок по украинскому вопросу, который, в отличие от Сирии, является сегодня главной проблемой для России, испытывающей экономические трудности из-за западных санкций. Тем более что в некоторых странах Запада стала возникать усталость как от санкционной войны и противостояния с Россией, так и от неспособности Украины провести необходимые реформы.

Однако расчет Кремля не оправдался. Недавно США приняли решение продлить еще на год антироссийские санкции за дестабилизацию ситуации и подрыв территориальной целостности Украины, а также пригрозили введением новых ограничительных мер, если вдруг Россия решит саботировать режим перемирия в Сирии. Вслед за США решение об автоматическом продлении персональных санкций собирается принять и ЕС. Таким образом, Запад уже в который раз дает понять Кремлю, что никакой пакетной сделки по обмену Сирии на Украину не будет. Это отдельные проблемы, которые должны решаться независимо друг от друга. 

На этот случай у России есть запасной вариант: попытаться обменять влияние на Башара Асада на экономические и политические дивиденды от региональных игроков. Кстати, в последнее время Кремль начал недвусмысленно критиковать Башара Асада за его бескомпромиссную позицию в борьбе с оппозицией до победного конца, а также указывать на критическую зависимость успехов сирийской армии от российской военно-воздушной поддержки, намекая на ее возможное сокращение, если Дамаск не будет прислушиваться к советам из Москвы. С одной стороны, эта критика подчеркивает желание Кремля поскорее инициировать переходный политический процесс в Сирии, чтобы выйти из сирийского кризиса, минимизировав собственные издержки. А с другой стороны, эти намеки также демонстрируют возможности России по оказанию давления на Башара Асада. 

Судя по всему, Саудовская Аравия и другие монархии Персидского залива усмотрели в этих заявлениях возможность в очередной раз предложить России собственную сделку: стабилизировать совместными усилиями мировые цены на нефть в обмен на принуждение Асада к уходу. Именно по этой причине консультации между Москвой и Эр-Риядом по сирийскому кризису совпали с активными дискуссиями по поводу совместных действий, направленных на поддержку роста мировых цен на черное золото. Саммит по этому вопросу запланирован на вторую половину марта в России. Однако очевидно, что его итоги скажутся не только на нефтяных котировках, но и на судьбе сирийского урегулирования. Поэтому если вдруг Башар Асад в скором времени решит передать власть национальному переходному совету из числа высокопоставленных военных и силовиков, случайным образом симпатизирующих Саудовской Аравии, в этом не будет ничего неожиданного. 

Арсений Сивицкий, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter