Сирия: «подвешенная» война

Происходящее сейчас вокруг Сирии на первый взгляд очень напоминает события вокруг Косова в 1999 году или вокруг Ирака в 2003-м.

Происходящее сейчас вокруг Сирии на первый взгляд очень напоминает события вокруг Косова в 1999 году или вокруг Ирака в 2003-м.

Главное сходство состоит в том, что Запад в очередной раз в лучших сталинских традициях выносит внесудебные решения, не подлежащие обсуждению и обжалованию. Разумеется, его не интересуют выводы комиссии ООН или решения Совбеза.

История с «жертвами в Гуте» очень напоминает «массовые захоронения мирных албанцев» в Косове, про которые в 1998–1999 годах так много кричали западные СМИ. В этих «захоронениях» были якобы «десятки тысяч трупов стариков, женщин и детей», что стало одной из важнейших причин «гуманитарной интервенции» НАТО. Потом натовские же военные не обнаружили в Косове ни одного захоронения! А сюжет с химическим оружием позволяет провести параллель с Ираком-2003, где потом этого оружия, а также заявленного Белым домом ядерного не нашли.

Есть, однако, различия, которые носят чисто военный характер, но это очень сильно влияет на дальнейшее развитие событий.

На этот раз США и НАТО в целом не готовились даже к полноценной воздушной кампании, не говоря уж о наземной операции. Для этого просто не созданы соответствующие группировки. До сих пор не переброшено ни одного дополнительного самолета в Турцию, ни одного американского авианосца нет в Средиземном море, в Аравийском море – два авианосца, что на самом деле не очень много для планов атаки на Сирию. Создание даже чисто авиационной группировки для проведения кампании типа «Ирак-91», «Югославия-99» или «Ливия-11» займет как минимум месяц, скорее всего – больше. Пока никаких движений в эту сторону не сделано. Притом что даже само по себе создание группировки, не говоря уже о ее последующем применении, станет процессом исключительно затратным.

Разумеется, остается вариант массированного удара «Томагавками» с подлодок, крейсеров и эсминцев ВМС США. Сама по себе такая операция совершенно безопасна для американцев, расходы на нее составят лишь цену ракет (примерно миллион долларов за штуку, штук будет, видимо, одна-две сотни). Правда, она абсолютно бессмысленна с любой точки зрения.

«Уничтожение запасов химического оружия» с помощью «Томагавков» – полный абсурд. Таким путем можно лишь вызвать детонацию химических боеприпасов, что уже на самом деле приведет к массовым жертвам. Это весьма странный способ: «спасение мирного населения» путем его уничтожения (хотя для НАТО это не первый подобный опыт). Эффективно уничтожить химическое оружие можно лишь на специально созданных для этого предприятиях. Либо с помощью ядерного заряда.

Если «Томагавки» будут направлены на объекты ВВС, ПВО и управления ВС Сирии, это нанесет сирийцам определенный ущерб, но победу повстанцам совершенно точно не обеспечит. Зато, поскольку это будет заведомо сделано в обход Совбеза ООН, получится обычная агрессия, дающая Дамаску право на ответ. К этому ответу может присоединиться Тегеран, который на это уже активно намекает. Речь может идти об ударе по Турции, Израилю или войскам НАТО в Афганистане, которые совершенно не готовы вести войну против мощной регулярной армии.

Впрочем, как и следовало ожидать, к такой войне НАТО не готово. Даже традиционные ближайшие союзники США, Великобритания и Канада, от участия в операции отказались. Из 28 стран альянса воевать готовы лишь США, Франция и Турция, причем две последние уже подчеркнули, что без американцев воевать не будут. Это объясняется прогрессирующей военной слабостью альянса и тяжелыми экономическими проблемами. Война с Ливией, которая в военном отношении была на порядок слабее Сирии, оказалась на грани военных и финансовых возможностей НАТО. Война с Сирией находится за этой гранью.

Соответственно Вашингтон сам себя загнал в исключительно сложное положение. Уже ясно, что даже крупномасштабную воздушную кампанию американцы вести не будут, они так и не начинают к ней подготовку. Одноразовый удар «Томагавками», как было сказано выше, практически бесполезен с военной точки зрения, при этом может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Но и совсем отказаться от удара уже невозможно, это станет полной потерей лица.

Поэтому Обама и его окружение сделали массу взаимоисключающих заявлений по сирийскому вопросу. Американский президент решил «повязать кровью» Конгресс, то есть разделить ответственность с республиканцами. И при этом заявил, что удар по Сирии может быть нанесен когда угодно, хоть через год. Что еще более обессмысливает его военное значение, ибо сирийские войска смогут замаскировать и рассредоточить все что можно.

По-видимому, Вашингтон теперь надолго «подвесит» в ожидании войны весь мир, в том числе и самого себя. Мучительно решая, как бы с наименьшими потерями, материальными и моральными, вывернуться из нынешнего положения, которое, говоря словами классика, явно хуже губернаторского.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter