Синие титаны и муравьиные братья

«Мам, а кто такие титаны?» — с откровенной заинтересованностью во взоре спросил сын–подросток...
«Мам, а кто такие титаны?» — с откровенной заинтересованностью во взоре спросил сын–подросток.

«Наконец–то! Сработали интеллектуальные гены!» — внутренне возликовала амбициозная мамаша (то бишь я) и пустилась в долгие мифологические объяснения насчет Хроноса, Геи, Зевса... Мой тинейджер внимательно выслушал с некоторым удивлением. А потом пояснил примерно так: титаны синего цвета, из их пальцев вылетают молнии, могут обладать броней четвертого уровня, зараз уложить пять юнитов ударом пятки и их можно апгрейдить до белого цвета и двадцатого уровня. Увы, сведения, как и интерес, были почерпнуты не из незабвенной «Античной мифологии» Куна, по которой мы все познавали Гер и Афродит, и даже не из иллюстрированной энциклопедии мифологии для школьников, где процентов восемьдесят занимают яркенькие картинки, а из очередной компьютерной игры. Таким образом, наши дети прекрасно знают, что крестоносцы воевали с гоблинами и орками за какой–нибудь красный кристалл власти, Александр Македонский летал на гиппогрифе и вербовал циклопов, а Рим завоевали пикты, или стигийцы, или за кого еще там ваше чадо будет играть. И уж, конечно, оно, это продвинутое прикомпьютерное чадо, наберет в свое виртуальное войско самых сильных персонажей, и рядом окажутся архангелы и какие–нибудь скелетоны и драконы и, прости Господи, нечистая сила. Это не так безобидно, как описанное Львом Толстым превращение детьми реально существовавших политических «моравских братьев» в сказочно–романтических «муравьиных братьев». Ведь даже очень детское, но действенное разделение на «наши — не наши», «плохие — хорошие» сейчас постепенно размывается. Все чаще приходится читать подростковые фанфики на тему «поттерианы» с посылом «свет и тьма едины», «не бывает света без тени» и вообще всегда есть «третий путь». Сие проповедуют что Пелевин, что Лукьяненко, что Бушков, что Емец, прославившийся тем, что трансформировал английского Гарри Поттера в русскую Таню Гроттер, а затем создал еще один жизнеспособный клон — подростка–супермага Мефодия Буслаева. И пожалуйста: страж мрака с кровью стража света, ангел с черными перьями в белых крыльях и ангел, воплотившийся в байкера и крутящий любовь с ведьмой... В Эдеме — скукотища, в Тартаре — жарковато... На Лысой Горе, пожалуй, поинтереснее будет. Если от вурдалаков отобьешься. Алё, а «наши»–то где?

А ведь когда–то Пилат, который Понтий, был именно за этот «третий путь» наказан. Ибо не был ни холоден, ни горяч, но только тепел, и Господь отверг его от очей своих. Потому как самые большие подлости, как известно, творят не со зла. А от равнодушия, от состояния внутреннего компромисса. Увы — быть приверженцем добра в чистом виде не только сложно и опасно, но как–то не модно. Это знают пиарщики — нужен аромат тайного порока.

Собственно говоря, все наши представления об этом мире несовершенны. Легко смеяться над древними, верившими в слонов, держащих на спинах землю... Но сколько наших собственных убеждений окажутся ошибочными! Разве пресловутые звезды, жизнью которых мы сегодня живем больше, чем своей, в «натуральном» виде таковы, как мы представляем? Или — вот вы верите, что за месяц можно стать мастером ландшафтного дизайна или модельером одежды? С трудом? А рекламными объявлениями все метро увешано. Только заплати за курсы... И ведь если бы не платили — не затевались бы и курсы. Помню, как удивлялась публика, впервые видя «шляхецкие» наряды ансамбля «Хорошки», тщательно реконструированные по древним образцам. Да у нас же одни Нестерки и Павлинки, лапти и вышиванки! Откуда у белорусов рыцари и дамы? Как будто у нас не было аристократов!

Сколько могучих детей Геи–Земли и мрачного бога Хроноса превращаются в компьютерных титанов с кукурузное зернышко ростом и с броней четвертого уровня с помощью «антимагического кристалла» информационного потока. Недавно прочитала рецензии на новые российские романы. Один называется «Крупа и Фантик». О ком бы вы думали? О Надежде Крупской и Фанни Каплан, «влюбленных» друг в друга. Довольно циничные фантазии... Другой роман, вполне серьезный и даже претендующий на документализм, называется «Красный шут». И рассказывает о жизни писателя Алексея Толстого. Того самого, который написал «Хождение по мукам». В морализаторство впадать не собираюсь. Всю свою литераторскую жизнь сражаюсь против «бронзовой пыли» — пафос убивает искусство. Игру и карнавал люблю. Но мне все же хочется, чтобы рядом со стебными, окарикатуренными персонажами у каждого было вполне ясное представление об оригиналах. Иначе, согласитесь, и смысл стеба–то пропадает...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter