Синее эхо Синежа

Народные певицы из деревушки предпочитают крестьянскую классику

Народные певицы из климовичской деревушки ругают современную эстраду и отдают предпочтение крестьянской классике

Вот мы и дожили: за настоящей культурой нужно ехать не в город, а в деревню. Здесь – чистые голоса, неиспорченные нравы и полнейшее отсутствие приторного слова «гламур». Здесь жизнь наполнена искренними эмоциями, словами и мелодиями: хочется плакать – плачь, грустить – грусти, радоваться – веселись на всю округу. И никаких улыбок-масок, дежурных фраз и стриженых шпицев на золотом поводке со стразами. Во всем чувствуется настоящая культура: и в творчестве, и в жизни, и в огороде.

Синеж – маленькая деревенька за указателем. Свернул – и попал в прошлый век. Узкие улочки, старые дома, чучела на огородах и жестяные таблички с порыжевшей от времени надписью: «Застраховано в госстрахе БССР». Не удалось застраховать от ударов века только саму деревню: раньше в Синеже жило 300 человек, сейчас – 20. Все они родились и выросли здесь, все пенсионеры, все встречают старость в больших опустевших домах. Но, поверьте, в этой фразе нет минорных нот: нас приветствуют праздничной песней, караваем на домотканом рушнике, тепло и сердечно, как дорогих гостей. Ну, здравствуйте, народные артистки!

Интересный факт: доподлинно известны год и история основания деревни. Ей 86 лет, и жребий на нее тянул отец одной из солисток местного хора.

— Соседняя деревня Лобжа к 1924 году была перенаселена до предела. Людям не хватало пахотной земли. Потому и решили: трое потянут жребий и уведут с собой односельчан. Так вскоре появились населенные пункты Заручье, Подъелье и Синеж. Все спрашивают, почему Синеж? Да потому что утром над рекой Лобжанкой стояла такая синева, будто небо купалось в воде, — вспоминает Татьяна Лимарева, староста деревни. – Обжились. Срубили хаты. И занялись извечным ремеслом: бондари из Синежа славились на всю округу. Зимой, когда Сож покрывался льдом, бочки и кадки возили в Кричев на санях. Летом переправляли на тот берег лодкой. Семьи тогда были большими – по 6—7 детей. Жили дружно и весело. На работу в поле шли с песнями и возвращались с куплетом на устах. Без песен деревня жить просто не могла. Они были с нами с раннего детства: и на жниве, и в доме, и на праздниках, и на поминках… То ли дело сейчас.

Фольклорный хор сложился сам собой. Да и как ему было не сложиться, когда в каждой хате песни передаются из поколения в поколение: от бабушки – к матери, а от нее – дочке… Коллективу без малого 40 лет, и он по-прежнему полон творческой энергии.

— Во времена нашей молодости на фермах не было доильных аппаратов. Доить приходилось вручную: представьте, два раза в день по 30 буренок. К 11 вечера на брата выходило по 4—5 бидонов, руки просто отнимались. Ничего: каждую неделю мы выступали с концертами в клубе Лобжи. И как выступали! Послушать нас съезжались жители из всех соседних деревень. Люди заранее приходили и спрашивали завклубом: «А синежаки петь будут?» Выходишь на сцену – а зал битком набит, — рассказывает Прасковья Шаройко. – Два раза в год мы ездили на районные ярмарки, участвовали в зональных смотрах-конкурсах, не раз становились лауреатами области. К 100-летию со дня рождения Янки Купалы, чье имя носил наш колхоз, в Синеж приехали корреспонденты из Минска. И наши песни зазвучали в эфире белорусского радио.

Хорошее было время! Ферма «Синеж» по праву считалась лучшей в Климовичском районе: каждая доярка получала в месяц по 600—700 рублей. Знаменитых работниц не раз приглашали в Москву. Да и сами они за дело стояли горой. В отпуск на юга (хоть средства и позволяли) никто не ездил. Боялись подвести родной колхоз…

В 1991 году все их сбережения «сгорели» на сберкнижках. Осталась только томительная грусть, что ушла их эпоха, которую уже не вернуть. Что уехали учиться в город и остались там жить дети. Что из 14 участниц хора сегодня в строю только шесть.

— Умирает песенная традиция. Уходят ее носители, забываются песни. Дети и внуки, увы, становятся только слушателями. Но пока живы мы, в Синеже будут звучать народные мелодии, песни наших предков. Сейчас в песеннике деревни собрано почти 100 песен, мы поем их круглый год, как наши матери. Коляды, Сороки, Благовещение, Юрьев день, Праздник Духа, Иван Купала, зажинки, дожинки… Каждому празднику — своя песня и свой обряд. Выгоняем весной скотинку в поле, обязательно выносим хлеб с солью и говорим: «Беражы, зязюля, маю кароўку ў полi i ў доме ад звера бягучага, ад гада паўзучага i чалавека-чарадзея». На Троицу бросаем венки в воду и поминаем тех, кого не дождались с фронта... Так проходит год, — рассказывают участницы хора. – Недавно записывать нас приезжали этнографы. Потом прислали готовые диски. Так мы поотдавали их детям в город: пусть слушают, все одно лучше, чем этих молодок на сцене с голыми животами… Раньше как-то правильнее было: поет тот, у кого голос есть и культура. Ротару, Кадышева, Зыкина, Толкунова, Бабкина… А сейчас и слушать некого, и смотреть не на что: одно сплошное непотребство. Поэтому развлекаем себя сами. Сядем на лавочку и запоем свои любимые «Рябина», «Сонейка нiзка», «А ў полi два дубочкi», «Слободушка», «Хмелю», «Удовушка»… Знаете, и веселее как-то становится, и трудности забываются. Петь ведь можно только с тем, с кем дружишь, кого ценишь. Оттого и легче на душе.

Синежские голоса все реже слышны в райцентре. Не на кого оставить огород и хозяйство, да и годы напоминают о себе: местным певицам далеко за 70. Так и живут народные артистки из Синежа одной большой дружной семьей: вместе ходят в лес за грибами и ягодами, празднуют дни рождения и, конечно, поют. Так пронзительно и чисто, как и должны звучать песни, рожденные искренними эмоциями. Без всего наносного и непотребного.

----------------------------------

Прямая речь

Микола КОЗЕНКО, научный и художественный руководитель Республиканского фестиваля фольклорного искусства «Берагиня»:

— Сегодняшнее поколение школьников не знает своих национальных песен и танцев. Это печальная данность последних десятилетий: идет активное умирание и вымывание традиционных форм культуры. Прекрасно, что в Беларуси до сих пор сохранились фольклорные и любительские коллективы, которые аккумулируют в себе нашу особенность и уникальность как нации. Благодаря Старому Дедину, Синежу и десяткам других деревень мы пока еще можем говорить о живых носителях этой традиции и ставить вопрос о сохранении огромного пласта народной культуры. Все это невозможно без широкой популяризации в обществе обрядов, песен и танцев, легенд и сказок, обычаев и костюмов белорусского народа. Считаю, что любовь к этому нужно прививать на уровне отдельной госпрограммы, ни в коем случае не оставляя в стороне школу.

Очень здорово, что в Беларуси стал традиционным фестиваль фольклорного искусства «Берагиня». Это уникальная возможность приобщить молодых к местным традициям, помочь им постичь глубинную культуру своего рода, своей семьи. Только так, общаясь с народными талантами от первого лица, ребенок может стать настоящей личностью. Результаты такого общения невозможно оценить сиюминутно: они видны только спустя годы…

----------------------------------

 
 
 
 
 
 
 
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter