Симфония сюжетов

Книжный навигатор

Iван Навуменка. Збор твораў. Т. 1. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2012.


В Год книги появилось сразу несколько проектов по изданию сочинений белорусских классиков. Один из них — собрание сочинений народного писателя Беларуси Ивана Науменко в 10 томах. Это первое научно комментированное издание наследия писателя, умершего в 2006 году. До этого выходил шеститомник еще при жизни автора, он и положен в основу десятитомника. В первый том вошли рассказы, написанные в 1954 — 1972 годах, и очерки 1946 — 1955 годов. В предисловии сын писателя, Павел Науменко, рассуждая о современных литературных процессах, говорит: «Новыя постацi, новая эстэтыка, новыя рытмы. Але мiжволi параўноўваючы ўчарашняе i сённяшняе, мусiш адзначыць: было нешта такое ў тым пiсьменнiцкiм пакаленнi, што дазволiла iм пакiнуць непараўнальна больш, чым пакiнем мы». Что ж, Иван Науменко оставил богатое наследие именно в магистральных, традиционных темах белоруской литературы: деревня и война. Он известен как автор трилогии о партизанском движении «Сасна пры дарозе», «Вецер у соснах», «Сорак трэцi». Знал материал не по архивам — был в комсомольском подполье, затем — в партизанах, воевал на фронте. Кроме художественной литературы, занимался и литературоведением, много работ посвятил творчеству Якуба Коласа и Янки Купалы. А рассказы его, думаю, будут интересны и сегодня, поскольку в них есть гуманизм и психологизм и характерный для литературы 1960–х образ интеллигента, романтика, сталкивающегося с ограниченными обывателями и бюрократами. Как писал Алесь Жук, «мабыць, самае адметнае i нават крыху нечаканае ў творах Iвана Навуменкi — гэта рамантычнасць i летуценнасць пры ўсёй рэалiстычнай аснове творчасцi, а таксама ўлюбёнасць у жыццё i людзей».


Натали Саррот. Пьесы. ИД Флюид Флай, Москва, 2012.


Французская писательница русского происхождения Натали Саррот любила писать, сидя за столиком в парижском кафе, когда вокруг свивались и обрывались нитки разговоров, люди выясняли отношения, напрасно пытались друг друга понять, смеялись, плакали, ругались... Собственно говоря, ее произведения — и есть такие записанные симфонии из голосов, мыслей, чувств. Еще их сравнивают с картинами пуантилистов, художников, создававших удивительные пейзажи из отдельных разноцветных точек. При этом в произведениях есть целостность, атмосфера, идея... Саррот описывает круг интеллектуалов — ханжеский, лживый, где за многословием прячется пустота, а за ум выдается эрудиция... Среду, где нет места искренности, где свои амбиции удовлетворяют за счет ближних, а словесное плетение значит больше, чем реальная жизнь. За обрывками фраз можно угадать события и судьбы. В сборник вошли короткие радиопьесы, которые, впрочем, стали и театральными постановками. Если вы еще не познакомились с уникальным стилем Саррот, породившим бесконечное число подражателей, сделайте это.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter