Нет ничего проще. Даже машины времени не надо. Достаточно послушать, как сейчас играет консерваторский симфонический оркестр, и сделать поправку на возрастающее мастерство.
Только за последние два месяца студент магистратуры Андрей Колотков стал лауреатом ХХII Международного фортепианного конкурса в Бресте (Франция), а студентка второго курса композиторского отделения Анна Рудая выиграла проводившийся в Каннах международный интернет–конкурс детского, юношеского и молодежного творчества Go Festival.
Конечно, лауреаты — очень важное дело, но штучный товар. Для страны гораздо важнее, готовы ли молодые оркестранты сменить ветеранов, уходящих на заслуженный отдых, и заполнить бреши, то и дело возникающие из–за отъезда наших музыкантов в дальние края.
В последнее десятилетие отток музыкантов из страны заметно уменьшился, оркестры уже не борются за выживание, а профессионально растут, избавляясь от старых болячек — прежде всего, равнодушия. Помню, как возмущали меня в детстве оркестранты, во время репетиций державшие на пюпитрах газеты. Неудивительно, что на концертах частенько царила смертельная скука.
Позже я уже ничего подобного не видела. Может быть, потому, что молодые музыканты, прошедшие школу симфонического оркестра Белорусской академии музыки, с юных лет приучаются играть азартно и страстно, выкладываясь на полную катушку.
В этом могли убедиться слушатели, присутствовавшие 4 апреля в Большом зале Белгосфилармонии на открытии фестиваля «Минская весна–2017». Концерт так и назывался — «Вечер консерватории» — и был посвящен приближающемуся 85–летию нашего главного музыкального вуза.
Весь вечер на сцене был симфонический оркестр академии музыки под управлением 36–летнего дирижера Национального академического Большого театра оперы и балета Андрея Иванова.
В первом отделении они сыграли Четвертую симфонию Иоганнеса Брамса. Произведение философское, чрезвычайно глубокое по содержанию и отнюдь не предназначенное для исполнения молодыми людьми. Прежде чем выходить с этой сложнейшей вещью на филармоническую сцену, оркестр 7 марта обкатал ее в Большом зале Белорусской академии музыки, а 16 марта в Большом зале Казахского национального университета искусств в Астане. И все равно в их игре ощущалось волнение — тот божественный трепет, ради которого прощаешь мелкие шероховатости. Оркестр звучал по–юношески приподнято, патетично и страстно. Вся симфония прошла на одном дыхании — редкое качество, особенно в исполнении Брамса.
А во втором отделении прозвучала Симфония–концерт для виолончели с оркестром — одно из последних крупных сочинений Сергея Прокофьева. Солировал хорошо знакомый минчанам Жером Перно — лауреат конкурса виолончелистов Мстислава Ростроповича, профессор Парижской консерватории, почетный профессор Белорусской академии музыки. Консерваторский оркестр аккомпанировал безупречно, с уверенностью зрелых мастеров. Да, эти молодые люди будут еще расти и шлифовать мастерство, ведь настоящий музыкант совершенствуется всю жизнь. Но уже понятно, что будущее белорусской музыки в надежных руках.
На этом консерваторские вечера на фестивале «Минская весна» не заканчиваются. 23 апреля в Малом зале им. Г.Ширмы выступит студент консерватории, лауреат международных конкурсов пианист Александр Данилов.