Куда пропадает резерв в белорусском биатлоне?

Силы на подходе

Состав сборной Беларуси по биатлону в предстоящем сезоне могут пополнить сразу несколько российских легионеров, а 21–летняя белорусская биатлонистка Анастасия Ануфриева объявила о завершении карьеры. Это можно было бы назвать совпадением, но две новости тесно связаны.

Не по пути

На своей страничке в соцсетях Настя Ануфриева написала: «Спасибо, биатлон!» Дальше — последний курс БГУФК и работа, о которой девушка говорит коротко: «Со спортом она точно не будет связана, хватит с меня!» Голос Ануфриевой дрожит, но решение свое она объясняет доступно и четко:

— Так не могло продолжаться долго: я выигрываю у девочек, но они в команде, а я — нет. Плюс еще россиянок взяли. В чем смысл продолжить карьеру? Наверное, кому–то так проще: пригласить российских девочек и делать им сборы, чем помогать расти своим. Самое интересное, что россиянки в конечном счете обходятся дороже, при этом многим белорусским девочкам зачастую бывает даже не за что доехать до «Раубичей». Но они продолжают тренироваться и во что–то верить. А я уже не верю. Инну Костюченко, которую привезли из России, на недавнем летнем чемпионате Беларуси я опередила. И что?

Анастасия Ануфриева: «Спасибо, биатлон!»
ФОТО @BELARUSBIATHLON

В прошлом году Ануфриева дебютировала во взрослом спорте. На этапе Кубка IBU в Ленцерхайде финишировала 32–й с одним промахом. Позади — еще недавно выступавшая за Беларусь, но в итоге перебравшаяся в Украину россиянка Мария Панфилова, еще одна экс–белоруска, нынче выступающая за Швецию, Ольга Алифировец и, к слову, Кристина Ильченко и Анна Сола. Динаре Алимбековой дебютантка проиграла 19 секунд. За год до этого вместе с Алимбековой Ануфриева стала призеркой летнего чемпионата мира. На юниорском чемпионате Европы финишировала 18–й в спринте, опередив не только Солу, но и тогда еще выступавшую под белорусским флагом Дарью Блашко. В масс–старте недавнего летнего чемпионата страны Ануфриева, к тому времени два месяца не встававшая на роллеры, завоевала бронзу в споре с Анной Солой и Дарьей Юркевич. Учитывая возраст спортсменки — неплохо. Однако спортсменка твердо считает эти достижения историей, не исключая, что кто–то может последовать ее примеру:

— Сейчас сложилась очень странная ситуация. Некоторые спортсменки могут выступать, как получится, сходить с дистанции, но при этом оставаться в основной команде. А кто–то, как бы ни старался, находится в тени. Все ведь это видят, молодые биатлонистки понимают, что их ждет, бросают тренировки... Откуда взяться резерву?

Молодежь, готовься

Тема подготовки резерва в белорусском биатлоне не теряет актуальности, наверное, уже лет 15. В 2007 году в то время еще тренировавший молодых спортсменов в СДЮШОР Новогрудка Анатолий Тетерук, достав из стола пачку протоколов, даже не пытался сглаживать углы: «Дело в том, что сегодня наши воспитанники любого уровня, как бы сказать мягче, не востребованы». В том году школу, где, кстати, выросла одна из сильнейших белорусских биатлонисток Людмила Ананько, на республиканских и международных стартах представляли несколько спортсменок, которых можно было назвать перспективными. Анатолий Тетерук рассказывал о международных турнирах, где Елена Жинь, Анастасия Литвинская и его дочка Ольга считаные секунды уступали еще выступавшей за Россию Дарье Домрачевой и немке Катрин Хитцер, а на чемпионатах страны опережали чуть ли не всю национальную команду. Сегодня об этих девушках помнят только протоколы. Еще одна гордость новогрудской школы Александр Устинов, в юниорском возрасте занимавший призовые места на чемпионатах мира, в сборную попал, но лишь в роли сервисмена. Список спортсменов, закончивших карьеру на взлете, можно продолжать долго, вспомнив и становившегося чемпионом мира среди юниоров Владимира Аленишко, и призера аналогичного турнира Алексея Абромчика, и завоевавшую бронзу юниорского чемпионата мира в 2009–м мужскую эстафету, из состава которой до взрослого спорта добрался лишь Владимир Чепелин, и еще целую компанию спортсменов и спортсменок, о которых сегодня могут рассказать лишь их тренеры. Старший тренер юниорской сборной Беларуси Василий Большаков, воспитавший, к слову, Дарью Юркевич и пару лет назад отстаивавший перспективность Анастасии Ануфриевой, говорит, что каждая такая история таит в себе множество нюансов:

— В нашем виде спорта очень высоко поднята планка результатов и требований. Взят курс на поиск одаренных спортсменов, которые способны показывать высокие результаты на международном уровне. Ануфриеву, судя по всему, посчитали не относящейся к этой категории. С другой стороны, понятно, что Дарья Домрачева — спортсменка уникальная, и пока ни в молодежном, ни в детском возрасте столь же одаренных биатлонисток у нас нет. Появлялись те, кого считали перспективными, но ведь на рост результатов влияет немало факторов. Был, например, талантливый Виталий Козловский, но в итоге его сверстники за счет стрельбы и координации оказались сильнее. Возможно, дело в экономии средств, возможно, по другой причине, но у нас стараются отсеять и точечно растить заведомо перспективных спортсменов. Остальные попросту теряются: если ты не в сборной, у тебя не будет ни зарплаты, ни поддержки. В последние годы обследование юных спортсменов стало более комплексным, но все равно определить в 15 лет, что этот парень гарантированно будет топовым атлетом, невозможно.

Новогрудок. На рост результатов в юниорском спорте влияет много факторов...
ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКА.

Угадать действительно непросто. В 2009 году на юниорском чемпионате мира по биатлону в канадском Кэнморе нынешний лидер национальной сборной Ирина Кривко финишировала четвертой в индивидуальной гонке и завоевала свою первую награду — бронзу в эстафете. Компанию ей тогда составили Нелли Николаева и Дарья Нестерчик. Николаева к тому моменту уже успела стать второй в эстафете на этапе юниорского Кубка IBU вместе с также, кстати, долгое время считавшимися перспективными Аллой Толкач и Кариной Савосик. Нестерчик в 2011 году завоевала бронзу юниорского чемпионата мира в смешанной эстафете вместе с Алексеем Абромчиком, Александром Дорожко и Ириной Кривко. Ира в итоге оказалась единственной, кому покорились взрослые вершины... Нынешнее приглашение россиянок Василий Большаков называет попыткой спасти ситуацию и подготовить к следующей Олимпиаде конкурентоспособную команду. Насколько подходят для этой миссии проводившая свой биатлонный дебют на недавнем летнем чемпионате Беларуси лыжница Инна Костюченко (к слову, допустившая 11 промахов и проигравшая Ануфриевой около двух минут) или всего три года назад выступавшая на соревнованиях по художественной гимнастике Анна Мусатова — вопрос открытый. Даже главный тренер национальной сборной Юрий Альберс подчеркивает, что все приехавшие в Беларусь россияне — пока лишь кандидаты на место в команде. Таких кандидатов за последние годы появлялось множество. Но если отбросить эмоции и подробно изучить протоколы официальных стартов, можно заметить, что, во–первых, совсем уж «чистые» белорусские награды у нас последний раз завоевывала, пожалуй, лишь Людмила Калинчик (эстафета на чемпионате мира в 2011 году), а во–вторых, у белорусской молодежи всегда был шанс доказывать право на место на трассе. К слову, в 2007–м, когда Домрачева впервые громко заявила о себе, с четырьмя промахами на первом же рубеже сумев подняться на пьедестал юниорского чемпионата мира, остальные белорусские юниорки выступили хоть и хуже, но отнюдь не провально. Ольга Алифировец стала 24–й, Ирина Бабецкая — 30–й.

Задача: отыскать таланты

В этой статистике, правда, тоже хватает нюансов. Даже сегодня (в последнее время условия подготовки у молодежи заметно улучшились) Анастасия Ануфриева напоминает, что россиянки приезжают на все готовое, а наши девушки зачастую вынуждены прокладывать себе дорогу без сборов и поддержки. В начале же 2000–х работа с резервом и вовсе велась весьма размыто, а тренеры «младших» команд регулярно жаловались на нехватку сборов и соревнований. Итогом стали сразу несколько «растворившихся» поколений, но сегодня в распоряжении Василия Большакова новая команда и новые условия. Спрос, правда, тоже другой:

— Для спортсменов установлены границы, ниже которых на международных стартах они не должны опускаться. Молодежь как минимум должна попадать в число 25 сильнейших, а взрослые — в десятку. Анастасия Ануфриева была готова тренироваться, но поступил приказ очертить круг перспективных спортсменов. Ей просто не дали возможности. Как, к слову, и другим ребятам. Раньше точно так же «отцепили» Игоря Карпюка: сказали, что в команду он при любом раскладе попадать не будет. Хорошо, ему помогли устроиться тренером в Новополоцк. Сегодня он работает с экспериментальной молодежной группой...

Отсев — это тоже следствие работы, которая ведется сегодня в белорусском биатлоне. В федерации создана научная группа, которая изучает показатели организма каждого спортсмена и определяет его перспективность. Главный критерий —– максимальное потребление кислорода (МПК), из–за которого чаще всего перед спортсменами и опускается шлагбаум. Специалисты, правда, призывают к этому показателю относиться осторожно и помнить, что биатлон — не лыжные гонки, и здесь на результат влияет множество факторов. К слову, среди тех, кто прочувствовал на себе гнетущую атмосферу подвалов итоговых протоколов Кубка IBU, успели побывать Селина Гаспарин, Даниэль Месотиш, Екатерина Шумилова, Тобиас Эберхард, Анаис Шевалье, Максим Чудов и, к слову, Динара Алимбекова. Белорусы Максим Елисеев и Игорь Табола, наоборот, бежали рядом с пьедесталом, но в итоге затерялись. Выводы из всей этой истории каждый может сделать сам. Тем не менее и представители федерации, и успевший поработать в России, а в нынешнем сезоне вернувшийся в нашу мужскую команду Владимир Королькевич, поспособствовавший переезду новобранцев в Беларусь, подчеркивают, что нынешние меры, равно как и трудности, — временные. Целью начатой в белорусском биатлоне пару лет назад масштабной работы является подготовка за спинами закрывающих заявочные квоты и обеспечивающих результаты лидеров поколения спортсменов, способных подниматься на пьедесталы Кубка мира. Правда, тем, кто тренируется сегодня в собранной из наиболее одаренных, по мнению ученых и врачей, экспериментальной группе, лишь 15 — 17 лет. Нужно подождать.

komashko@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter