Сильвио Берлускони: третья эра кавалера

В Древнем Китае говорили: “Не дай вам бог жить в эпоху перемен”. Кто-кто, а итальянцы с лихвой познали на себе истинный смысл этой мудрости. За 64 года существования Итальянской Республики в ней сменилось 63 правительства, что является абсолютным мировым рекордом. Естественно, такая встряска не всегда проходила бесследно: идеология и политика в государстве порой разворачивались на 180 градусов, удачи сменялись неудачами, надежды — разочарованиями. Похоже, что сейчас темпераментные жители Апеннин пребывают в ожидании “белой полосы”. Одержав блестящую победу на парламентских выборах и в третий раз получив “капитанскую повязку”, Сильвио Берлускони и его команда активно принялись за работу с твердым намерением уже в первые сто дней своего премьерства доказать избирателям, что те не зря проголосовали за старого, доброго сеньора Кавальере.

Он вернулся...
Расхожую фразу “Умом Россию не понять” в сегодняшней ситуации можно целиком и полностью применить к Италии. Выбор итальянского электората оказался неясен и смутил многих в Евросоюзе. Дескать, стоило ли в третий раз наступать на одни и те же грабли? Ведь стране, в которой снежным комом нарастают экономические и социальные проблемы, ощущается дефицит инноваций, процветают коррупция и мафиози, сегодня нужен мудрый политик, а не эксцентричный владелец земель и пароходов. Но выбор есть выбор, и его нужно уважать.
“При Сильвио я все-таки жил лучше, чем минувшие два года с Проди. Не было такой сильной инфляции. На зарплату инженера-судостроителя смог себе позволить поменять машину, съездить отдохнуть за рубеж. А тут с трудом дотягиваю до конца месяца”, — объясняет свое решение один из избирателей.
Если отбросить все эмоции, можно сказать, что Берлускони просто-напросто воспользовался моментом и подобрал власть, которая валялась на улице. Но теперь ею надо грамотно распорядиться, а эта задача будет посложнее. Ведь на повестке дня перед новым правительством целый ворох серьезных проблем: от мусорных свалок в Неаполе, ставших уже настоящим стихийным бедствием, до оживления итальянской экономики, рост которой, по прогнозам на текущий год, полностью остановится. Это вызвано как низкой производительностью труда, так и укреплением курса евро. Впрочем, Берлускони полон сил и энергии, он обещает сделать все возможное для того, чтобы соотечественникам жилось более комфортно.
И они ему верят. Да и как иначе, если многие итальянцы испытывают гордость за то, что живут в домах, которые он построил, читают газеты и журналы, которые он издает, ходят в его супермаркеты, смотрят его телеканалы и болеют за его “Милан”.
Из бизнесмена в премьеры
Личное состояние Сильвио Берлускони, который занимает 14-ю позицию в списке самых богатых людей мира, составляемом журналом Forbes, оценивается в 12,8 миллиарда долларов. Однажды подсчитали, что нынешний премьер-министр Италии в 40 раз богаче, чем остальные лидеры стран “большой восьмерки” вместе взятые.
Самое удивительное, что, будучи родом из небогатой миланской семьи, Сильвио Берлускони начал строить свое благосостояние практически с нуля и сумел воплотить в жизнь мечту детства: несмотря ни на что, заработать много денег. Чтобы оплатить учебу в университете, он торговал пылесосами и пел на круизных судах, а получив диплом правоведа, неожиданно отвергает предложение отца занять должность банковского клерка и уходит в бизнес, основав собственную строительную фирму. В те годы Италия переживала строительный бум, и Берлускони приобрел обширный земельный участок на северной окраине Милана, чтобы реализовать фантастическую идею строительства микрорайона Милан-2 на 4000 жителей. Помимо жилых домов, там должны были быть построены магазины, рестораны, школы, больницы, подземные гаражи и прочая инфраструктура. Тогда комплексная застройка производилась разве что в СССР, но если у нас ускоренными темпами возводились хрущевки, то Берлускони собирался строить комфортабельные дома. По поводу того, где он раздобыл деньги, ходили разные слухи, но даже недоброжелатели отмечают организаторский талант Берлускони, его умение убеждать и фантастическую работоспособность.
За десять лет фирма Берлускони застроила практически пол-Милана. Но сам автор идеи, сколотивший на этом немалый капитал, уже подыскивал новую, не менее фантастическую область применения своих незаурядных способностей. В 1980 году он основал первую национальную коммерческую телевизионную сеть в Италии, которая сразу же завоевала популярность среди телезрителей. Несколько позже ему удается создать еще два телеканала. Медиа-империя Берлускони росла как грибы после теплого дождя, и сейчас она охватывает не только Италию, но и ведущие европейские страны.
В 1986 году Сильвио Берлускони после очередного проигрыша “Милана”, прочно обосновавшегося в середине таблицы первенства страны, купил этот футбольный клуб и в первый же год вложил в него невиданные для тогдашнего футбольного бизнеса инвестиции — 21 миллион долларов.
На эти деньги стали укреплять материально-техническую базу клуба и скупать ведущих игроков из других команд. Первая сделка была символичной и наглой: Берлускони перехватил у туринского клуба “Ювентус” полузащитника Роберто Донадони. Хозяин этого клуба от гнева не находил себе места: “Этот невозможный Берлускони! Он поломал весь наш рынок, он взвинтил все цены!”. Впрочем, Берлускони знал, что делал. Через пару лет “Милан” становится чемпионом Италии, еще через год завоевывает Кубок европейских чемпионов, потом Суперкубок Европы и, наконец, Межконтинентальный кубок. Всего же этот клуб выиграл 23 трофея, став одним из грандов мирового футбола.
Но неугомонный Берлускони ищет новые задачи и ставит новые цели. Созданная им в 1994 году партия “Forza, Italia!” (“Вперед, Италия!” — клич итальянских футбольных фанатов) всего лишь за несколько месяцев набирает безумную популярность и побеждает на парламентских выборах, а ее лидер становится премьер-министром.
“Даже маме ничего нельзя сказать!”
Невероятно, но факт. За время своей политической карьеры Сильвио Берлускони 11 раз представал перед судом по обвинению в сокрытии доходов, в даче взяток налоговым инспекторам, в незаконном финансировании предвыборной кампании, в связях с мафией. Но лишь однажды он был приговорен к штрафу за некорректное поглощение небольшой кинокомпании. Остальные обвинения с него были сняты. Более того, бесконечные судебные разбирательства в конечном итоге сыграли ему на руку. Чем больше шума вокруг Берлускони, тем популярнее он становился. Итальянцам в силу их ментальности присуща открытость, активная жестикуляция при разговоре, громкий смех. Берлускони — воплощение этих качеств, и это нравится простым людям. “Он умеет улыбаться”, — говорят итальянцы. А за харизму политику можно простить многое. Тем более когда у него есть чувство юмора.
Рассказывают, что как-то раз Берлускони пришел на избирательный участок вместе со своей 95-летней матерью. Когда подслеповатая синьора получила бюллетень, заботливый сын указал ей на символ собственной партии: “Поставь крестик здесь”. В ответ на посыпавшиеся обвинения в оказании давления на избирателей, Сильвио, воздев руки, воскликнул: “Даже маме ничего сказать нельзя! Вы представляете ту Италию, где никто никого не любит?!”
Его успех — это скорее закономерность, помноженная на исключительное трудолюбие. Всю жизнь он неутомимо работал по 18 часов в сутки. Даже теперь его вторая жена Вероника Ларио жалуется, что ей трудно представить мужа без телефонной трубки возле уха. Когда самого Берлускони спросили, в чем секрет его успеха, он пожал плечами: “Надо много работать, поставить перед собой очень четкую цель и идти к ней, даже если приходится чем-то жертвовать для достижения цели”. В ходе предвыборной кампании Сильвио убеждал избирателей: “Мне не нужно становиться премьер-министром из-за власти. У меня есть дома по всему миру, огромные корабли, прекрасная жена, замечательная семья. Это вообще акт самопожертвования”.
Настоящий кавалер
Вот за такое самопожертвование Берлускони вместе с легендарным главой концерна “Фиат” Джованни Аньелли и “королем шин” Леопольдо Пирелли получил от президента Италии орден “За заслуги перед Итальянской Республикой” и пожизненное звание “Кавалер труда”. С тех пор все итальянцы уважительно называют его именно так — Кавальере.
Впрочем, в значении этого слова можно узреть и несколько другой подтекст. Будучи отцом пятерых детей, Сильвио Берлускони всегда был не прочь пофлиртовать с прекрасным полом. Причем со стороны подчас трудно понять, где у него заканчивается политика и начинается заигрывание. Незадолго до выборов Берлускони, рассматривая на заседании парламента своих коллег, пришел к выводу, что дамы, сидящие “справа”, красивее. “У “левых” совершенно нет вкуса. Даже в том, что касается женщин”, — со знанием дела вынес вердикт 71-летний лидер правоцентристов.
Недавно Берлускони назначил министром по социальным вопросам бывшую телеведущую, тридцатидвухлетнюю Мари Карфанья, которая не раз снималась для мужских журналов. То ли в шутку, то ли всерьез премьер заявил, что если бы не был связан узами брака, то обязательно женился бы на ней.
На короткой ноге
Без всякого хвастовства Сильвио действительно находится в отличной форме. Бодрый, подтянутый, оптимистично настроенный. Знаменитая песня Тото Кутуньо L’Italiano vero (“Настоящий итальянец”)  — это о нем, темпераментном и неунывающем сеньоре Берлускони. Как и прежде, он чересчур много внимания уделяет своему внешнему виду. У него в штате целая команда верных стилистов, визажистов и косметологов, которые сопровождают его повсюду. Ни на одну встречу телемагнат не идет без подобающего макияжа.
Одна неувязка — маленький рост. Однажды, когда журналисты стали допытываться, правда ли, что он помещает под стельки над каблуками специальные подкладки, чтобы казаться выше, Берлускони просто снял  туфли и открыто их продемонстрировал: “Берлускони своего роста не стесняется и никакими подкладками не пользуется!” — заявил он. Но даже свой маленький рост Сильвио смог превратить в достоинство, встав на короткую ногу и с США, и с Россией.
Впрочем, об этом сегодня в Италии мало кто думает. Уставший народ просто хочет жить по-человечески. Сегодня и сейчас, а потом будь что будет. Здесь даже широко используемое выражение есть: “Poi Dio ci pensa” — “А потом Бог подумает”. Господь, который превыше всего, сам найдет решение всем проблемам и задачам.
По большому счету, рядовым итальянцам нет дела до того, что внешний долг их страны — самый крупный в Европе, а рост ВВП — один из самых низких. Сегодня никто не готов жертвовать своими интересами во благо общенациональных. Суровая политика предыдущего премьера Романо Проди, необходимая стране для преодоления кризиса, оказалась не по душе простому гражданину, и итальянцы сменили правительство. Теперь главное, чтобы в условиях глобального кризиса берлускониевская “политика сладкого пряника” не трансформировалась со временем в кнут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter