Политолог Шевцов – о точках соприкосновения Беларуси и Китая

Сильное государство — точка опоры

В основе сотрудничества Беларуси и Китая — общность взглядов на развитие мира

Во время Большого разговора с Президентом об опыте Китая говорили неоднократно. Поднебесная за несколько десятилетий сумела стать одним из лидеров мира. Удивительно быстрый экономический рост этой страны уже окрестили чудом. Но здесь нет особых тайн. Все объясняется четко вывеверенной политикой партии. Причем новая эпоха Поднебесной проходит под девизом «Сила — в единстве», к которому стремимся и мы. Как будут дальше развиваться наши отношения и каков потенциал такой дружбы? Вот что об этом рассказал «НГ» политолог Юрий Шевцов.


О политике и идеологии

— Полтора миллиарда населения, вторая экономика планеты с перспективой стать первой — и наше небольшое десятимиллионное государство. Казалось бы, в чем интерес? А он есть. Первое — китайцы  нам симпатизируют идеологически. С их точки зрения, Беларусь — та часть Советского Союза, которая сумела отстоять правильный взгляд на историю. Мы не сломались, не стали националистами или либералами, не потеряли контроль над своим государством и своей территорией. Распад Советского Союза, по мнению китайцев, огромная трагедия, которая произошла из-за того, что его руководство переродилось и стало исповедовать некоммунистические ценности. Беларусь же они считают тем осколком СССР, который сохранил «исторический» красный флаг, партизанскую традицию и позитивную память о СССР. Конечно, экономическое взаимодействие тоже важно, но в этом случае второстепенно. Есть масса стран, которые им могли быть более интересны, чем мы. Например, Казахстан в отношениях с Китаем ушел гораздо дальше. У них только на учебу в Китай уехало около 30—40 тысяч студентов. Или Кыргызстан. Там одна из основных статей дохода государства — транзит китайских товаров в страны бывшего Советского Союза.

Однако именно политические симпатии стали определяющим фактором, который и задал вектор нашим отношениям. Поэтому для того чтобы с ними работать, нам необходимо сохранить сильное государственное управление. В отношениях с китайцами именно сильное государство является той самой точкой опоры. Оно же обеспечило развитие системы образования, которая дала нам много людей со знанием китайского языка. И еще один немаловажный фактор. Глава нашего государства имеет возможность обратиться к самому Си Цзиньпину. Не каждое, даже более крупное государство может себе это позволить. Такая дружба дорогого стоит.

О Беларуси как транзитном коридоре

— Пусть концепция Великого шелкового пути началась давно, однако в последнее время центральные и западные провинции Китая развиваются и генерируют спрос на быструю сухопутную коммуникацию с Европейским союзом. Основная связь с Европой у Китая по морю, но это долго — груз идет примерно 40—45 суток. Хотя и дешево. А по суше — 10—11 суток. Поэтому по суше отправляют легкие и дорогие товары. Например, все, что касается моды, гаджетов. Кстати, именно на данном транзитном «пути» китайцы возвели и индустриальный парк «Великий камень». К слову, самый большой по площади проект за пределами Китая. Именно на его развитие в белорусско-китайских отношениях и следует в первую очередь сделать ставку. 

О сильной власти

— Все преобразования в Китае происходят благодаря Коммунистической партии. Их успех — это никакая не стихия и не абстракция. У них очень сильная власть, все управляемо. Кстати, от общения с китайскими чиновниками осталось только приятное впечатление. Они меритократы, которые правильно подбирают на должности соответствующих для этого чиновников. Эти люди реально горят тем, что делают, и любят свою работу. Они патриотичны, разделяют линию партии. Например, в одной из провинций Китая чиновник рассказывал, что за каждым из них закреплено по две семьи этнических меньшинств, проживающих «в глубинке». Хотя бы раз в месяц чиновник приезжает к ним, что называется, поговорить. Рассказывает о том, что детям нужно образование, учит их, как повысить свой уровень жизни. И это очень правильный подход.

Фото Рейтер

Об информационной безопасности 

— Китайцы не пользуются ни Google, ни Yandex, ни YouTube, ни другими привычными нам интернет-ресурсами. Все это дублируется китайскими аналогами. Вместо Google, например, Baidu или Wechat. Без последнего, кстати, не обходится ни один китаец. А для коммуникации — социальная сеть Weibo. Так они не допускают вторжения на информационное поле извне. Такие истории, которые у нас произошли с экстремистскими Telegram-каналами, у них невозможны технически. Этот феномен известен как «Великий китайский файрвол» или «Новая Великая китайская стена». Многие его критикуют, но китайцы не чувствуют особого стеснения. У них же есть все свое. Та же интернет-коммерция. При этом если в блогосфере кто-то начинает критически высказываться по отношению к правительству или партии, его сразу отследят и «захейтят». У них очень патриотичный интернет. И самое главное — там действительно есть общая атмосфера любви к своей стране. При этом такие ограничения важны, но не это главное, потому что их патриотизм искренен. В Китае есть реальная гордость за развитие своей страны. Как и у нас. 

Об их опыте

— Для нас самое интересное в Китае — это опыт их индустриального развития. Обычно белорусов в Поднебесной, как и всех иностранцев, впечатляют темпы роста — огромные города, которые вырастают на глазах, когда человек за месяц видит изменения. Причем очень серьезные. Человек, по сути, только приехал, а через месяц уже живет в другом месте. Китайцы очень ценят землю, она у них дорогая. Например, я был в Ганьсу. Видел, как целые деревни вселяются в небоскребы. Поэтому для того чтобы убрать огороды, поселения, они строят для деревенских жителей небоскреб в 40 этажей. Один этаж на одну семью. И всю деревню туда заселяют. Даже Ланьчжоу — самая бедная провинция Китая — вся состоит из небоскребов. На Манхэттене нет такого. Или высокоскоростные железные дороги… Кто бы мог подумать, ведь на протяжении многих лет это была отсталая страна. Но с конца 70-х годов прошлого века в Китае начались экономические реформы. И планета увидела, как следует развиваться. И нам нужно учиться у Поднебесной тому, как правильно выбирать экономическую модель и как ее реализовать.

В «Великом камне» работает два завода, где одним из соучредителей является холдинг «БЕЛАВТОМАЗ». Предприятие «МАЗ-Вейчай», построенное с китайской корпорацией Weichai, специализируется на выпуске двигателей для грузовиков и другой спецтехники. А фабрика «Фаст-МАЗ» возведена вместе с китайской компанией Shaanxi Fast Gear и занимается производством механических коробок передач.
Фото Александра Кулевского

Об экономике

— Сотрудничество с Китаем таит в себе огромное количество возможностей. Однако пока мы не приблизились и к пяти процентам того, что можем получить в отношениях с ним. В основном наше взаимодействие развивается по таким направлениям, как промышленность, сельское хозяйство, транзит. Здесь у нас есть понимание приоритетов, плюсов и минусов сотрудничества с Поднебесной. Гораздо хуже у нас развито сотрудничество в информационной сфере. По нескольким причинам: это и языковая среда, другой менталитет, да и географически Китай расположен далеко. 

Да, Китай громаден. Поэтому если политику нам нужно выстраивать на национальном уровне, то реальную экономику — на региональном. Нам следует искать сопоставимых себе партнеров «снизу». Ведь их провинции — как небольшие государства, это 30 миллионов жителей. И именно с провинциями мы можем вести разговор на уровне крупных предприятий, которые знают, что у нас хорошие отношения с Пекином и с нами можно работать. Прямые связи, общение друг с другом — и будет толк. Так работает и «Великий камень», и Особая экономическая зона «Бремино-Орша». Потому что договоренности лидеров стран лишь закладывают рамки для сотрудничества, а дальше уже заинтересованные структуры и лица должны его продолжать и развивать. 

demeshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter