28 августа поклонники отметят 75-летие со дня рождения актрисы Натальи Гундаревой

Сильная женщина

Наталья Гундарева была поистине уникальной актрисой с потрясающим даром перевоплощения. Она органично вживалась в любые роли — от алкоголички Жанны из драмы «Собачий пир» до роковой купчихи Марины Зотовой из «Жизни Клима Самгина», от хамоватой вдовы в трагикомедии «Две стрелы» до импера-трицы Елизаветы в фильме «Виват, гардемарины!», от многодетной мамы Нади Кругловой в «Однажды двадцать лет спустя» до примадонны Ирины Мельниковой в «Зимнем вечере в Гаграх», от ищущей счастья Анны Доброхотовой в «Сладкой женщине» до княгини Отрешковой в «Чокнутых»… 28 августа Наталье Георгиевне могло бы исполниться 75 лет.


Лед и пламень

Любой образ, характер, созданный Гундаревой, не оставался незамеченным как в кино, так и на сцене театра имени В. Маяковского, в котором она проработала более 30 лет. Трижды ее признавали лучшей актрисой года по результатам опросов журнала «Советский экран» (1977, 1981, 1984), чем Наталья Георгиевна очень гордилась.

Говорят, она умела за себя постоять, славилась крутым нравом, всегда могла припечатать крепким словцом, поставить хама на место — ее боялись, ее боготворили. Не зря они не сошлись характерами в театре с еще одной яркой актрисой — Татьяной Дорониной. Более трех десятилетий в кино существовало негласное правило, о котором знали режиссеры всех советских киностудий: Доронина и Гундарева никогда не согласятся сниматься в одной картине, приглашать их вместе бесполезно.

Королева с Таганки

Несмотря на то что Наталья Георгиевна естественно выглядела в образах сельских женщин (буфетчица Надежда из мелодрамы «Здравствуй и прощай» Виталия Мельникова, Катя Никанорова — главная героиня мелодрамы Леонида Марягина «Вас ожидает гражданка Никанорова», Дуся в «Осени» Андрея Смирнова), актриса — коренная москвичка. Выросла в коммуналке на Таганке. Отец Георгий Макарович прошел путь от рабочего до инженера на заводе малолитражных автомобилей. Он рано ушел из семьи, и мать воспитывала дочку одна. Работая инженером-проектировщиком в конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий, Елена Михайловна играла и в самодеятельном театре института.

Восьмиклассница Наташа пришла в театр юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. В десятом классе Гундарева стала работать чертежницей в конструкторском бюро — готовилась стать проектировщицей, как мама. В 1967-м начала сдавать вступительные экзамены в МИСИ, но Виктор Павлов (в то время — выпускник Щепкинского училища, уже работавший в театре имени Ермоловой), знавший Наталью по любительской сцене и считавший, что у нее настоящий драматический талант, уговорил девушку попытать счастья на актерском поприще.

Звездный курс

В 1967 году конкурс в Театральное училище имени Б. В. Щукина был огромный — 250 человек на место, однако Гундарева поступила на курс Юрия Катина-Ярцева, где училась вместе с Натальей Варлей, Юрием Богатыревым и Константином Райкиным.

Выпускницу 1971 года приглашали сразу несколько столичных театров. Она предпочла театр имени В. Маяковского, поскольку очень любила его постановки, и стала любимой актрисой главного режиссера Андрея Гончарова.

Совсем не жертва

Поначалу Гундарева играла эпизоды, но после роли Липочки в «Банкроте» по пьесе Островского и особенно походной жены генерала Чарноты Люськи в «Беге» заставила говорить о себе. В 1979-м сыграла Катерину Измайлову в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову. Среди значительных работ того времени — Марфенька в телевизионной версии романа Ивана Гончарова «Обрыв» режиссера Леонида Хейфеца. Театралам запомнились спектакли с ее участием «Молва» Афанасия Салынского, «Агент 00» Генриха Боровика, «Я стою у ресторана...» Эдварда Радзинского, «Жертва века» Александра Островского, «Любовный напиток» Питера Шеффера…

Хозяйка экрана

В кино Наталья Гундарева начала сниматься еще в 1966 году. Однако по-настоящему зритель рассмотрел ее в 1972-м, когда она сыграла роль буфетчицы Надежды в деревенской мелодраме Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай». Во второй половине 1970-х Гундарева сыграла в картинах «Сладкая женщина» Владимира Фетина, «Труффальдино из Бергамо» Владимира Воробьева, «Смешные люди!» Михаила Швейцера, «Подранки» Николая Губенко. Эти фильмы зрители с удовольствием пересматривают и сегодня. Как и ленты «Уходя — уходи», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Отпуск в сентябре», «О бедном гусаре замолвите слово», «Однажды двадцать лет спустя». За роль Нины Бузыкиной в «Осеннем марафоне» актриса вместе с коллегами получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

Личная жизнь королевы

Первым мужем актрисы стал известный театральный режиссер уроженец Минска Леонид Хейфец. Он был старше ее на 14 лет. Во второй раз она отправилась в загс с актером Виктором Корешковым. После развода с ним у нее вспыхнул роман со звездой «Школьного вальса» Сергеем Насибовым. Ради этих отношений он развелся с Екатериной Дуровой, дочерью актера Льва Дурова. Биографы упоминают и «гражданский» роман с футболистом московского «Динамо» Александром Минаевым. Третий супруг Гундаревой — популярный актер бывший зять Юрия Андропова Михаил Филиппов.

Детей у Натальи Георгиевны не было. Хотя, глядя на ее образы в картинах «Однажды двадцать лет спустя» и «Хозяйка детского дома», в это трудно поверить.

Непростой уход

Гундарева тяжело уходила из жизни. В 2001-м пережила инсульт. После этого пошла на поправку, стала принимать друзей, дала несколько интервью, планировала вернуться на сцену, однако, по некоторым сведениям, в 2002 году Наталья Георгиевна пережила второй инсульт. А во время прогулки поскользнулась и сильно ударилась затылком. Помимо травмы головы, это привело к общему ухудшению здоровья.

Она умерла 5 мая 2005 года на 57-м году жизни по дороге в больницу из-за повторного геморрагического инсульта. Похоронена на Троекуровском кладбище Москвы. На ее могиле всегда лежат живые цветы…

В обширной фильмографии Гундаревой не так много работ, связанных с киностудией «Беларусьфильм». Однако можно вспомнить ее роль хозяйки булочной госпожи Бебер в сказке Леонида Нечаева «Проданный смех». Также актриса сыграла в картине «Прощание славянки» режиссера Евгения Васильева по сценарию белорусского и советского писателя Самсона Полякова. Вместе с ней в ленте снялась звезда театра имени Я. Купалы народная артистка СССР Галина Макарова.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter