Этой осенью актриса Алла Демидова отметила юбилей

Сильная женщина

Самый главный критик Аллы Демидовой — она сама

Актрисе Алле Демидовой повезло родиться в Москве. Ее родители действительно имели отношение к тем самым сибирским золотопромышленникам Демидовым, о которых в советское время снял фильм режиссер Ярополк Лапшин. Вот и в Демидовой сохранились неторопливость, горделивая стать, граничащая с надменностью и недоступностью, особый прищур из XIX века.

Исповедь на заданную тему

Более полувека она прожила в браке с литератором Владимиром Валуцким, написавшим сценарии картин «Семь невест ефрейтора Збруева», «Зимняя вишня», «Адмиралъ», «Прикованный» (фильм снял наш Валерий Рыбарев) и многих других кинохитов. Никаких метаний и «брожения в умах», никакого «беса в ребро». По крайней мере, с ее стороны. Хотя злопыхатели говорили, что Валуцкий воплотил в «Зимней вишне» частично именно их историю: это прототип Демидовой говорит по телефону героине Елены Сафоновой, любовнице мужа: «А жалеть меня не надо. Вы мне не соперница. Разве что товарищ по несчастью». Так и слышу эти «железобетонные» слова в устах Аллы Сергеевны. Журналист Борис Корчевников пытался добиться от актрисы признаний на тему личной жизни в программе «Судьба человека», но получил жесткий отпор.

В театре сердце ее навсегда отдано «золотому веку» «Таганки» и Юрию Любимову. Нынешняя «Таганка» так и не поднялась до высот Демидовой, Высоцкого, Золотухина, Смехова, Бортника, Шацкой и других звезд.

В кино Алла Сергеевна сыграла на удивление много живых и разноплановых ролей — и в костюмных историях, и в драмах, посвященных Великой Отечественной войне, и в тонких психологических зарисовках, связанных с духовным поиском и кризисом современниц.

«Щит и меч».

В своей весовой категории

Ее знак зодиака Весы сказывается во всем: Демидова последовательна во всех своих ипостасях. Написала девять книг. Активно выступает с чтецкими поэтическими программами, дарит зрителям слово Пушкина, Ахматовой, Бродского, Цветаевой, Блока… Однажды мне довелось присутствовать на одном из таких вечеров. Даже поэтический концерт Демидова выстроила в соответствии с трехчастной аристотелевской формой: начало, середина и конец, развитие конфликта, кульминация и развязка… Это был ее спектакль, и она в нем царила, заполняя собой все пространство, — какая мощная энергетика, какой темперамент и магнетизм!

«Фефекты фикции»

Алла Демидова слышала «зов профессии» с самого детства, в школе занималась в драмкружке. Однако из-за проблем с дикцией не поступила в Щукинское училище. Окончила экономический факультет МГУ. Позже признавалась, что старалась учиться прилежно, «заглушая в себе мысли о театре». По окончании университета Демидова стала вести семинары по политэкономии для студентов философского факультета. Но еще на третьем курсе университета стала актрисой студенческого театра МГУ. Вторая попытка поступить в Щукинское училище оказалась успешной, но приняли ее условно — опять-таки из-за «хромавшей» дикции.

В 1957 году состоялся кинодебют Демидовой в фильме «Ленинградская симфония», где она сыграла эпизодическую роль кондуктора. Далее последовали незаметные роли в картинах «Девять дней одного года», «Что такое теория относительности», «Комэск». Постепенно она стала заявлять о себе как актриса интеллектуального плана. Неоднократно воплощала на экранах сильных духом женщин.

Первый большой успех ей принес фильм Игоря Таланкина «Дневные звезды» по мотивам автобиографической повести Ольги Берггольц, которую сыграла Демидова. И уже в 1968 году на экраны вышли сразу шесть картин с ее участием: «Щит и меч», «Степень риска», «Шестое июля», «Живой труп», «Четвертый папа», «Служили два товарища». Кстати, фильм «Дневные звезды» спустя пять лет после выхода был показан на кинофестивале в Венеции и принес режиссеру «Золотую медаль участия». С Таланкиным Демидова работала и позже — в картинах «Звездопад», «Выбор цели», «Время отдыха с субботы до понедельника». А как органично она чувствовала себя в классике — вспомним «Стакан воды», «Собаку Баскервилей», «Пиковую даму». Жемчужины советского телевизионного кино!

«Гамлет».

Час пик

В 1964 году Алла Демидова с отличием окончила театральное училище. Ее дипломной работой была роль госпожи Янг в спектакле «Добрый человек из Сезуана», поставленном на курсе Юрием Любимовым (считается, что именно этот спектакль положил начало «эре «Таганки»). Критики и зрители сразу отметили необыкновенную пластику актрисы, ее пронзительный взгляд и умение держать паузу. Даже неглавные роли в театре она сумела сделать главными. Так, впервые в ее трактовке на первый план в «Гамлете» Шекспира вышла Гертруда, мать принца датского. К слову, Николай Охлопков однажды даже предложил начинающей актрисе сыграть Гамлета, провел с ней несколько репетиций, но проект, увы, не состоялся.

В Театре на Таганке Демидова играла в спектаклях «Герой нашего времени», «Вишневый сад», «Тартюф», «Час пик», «Деревянные кони», «Преступление и наказание», «Три сестры», «Борис Годунов» и многих других. Вениамин Смехов написал о ней: «Алле Демидовой нелегко было в Театре на Таганке, но она трудилась терпеливо и честно. То, что ее миновала чаша «любимицы» в театре с юных лет, чрезвычайно укрепило дух и талант. Сохранив себя в индивидуальности, все более шлифуя личный почерк самостоятельного труда, Демидова вышла в лучшие актрисы кино и театра, минуя иждивенческий период отцовской опеки, благодаря своему характеру, уму и таланту».

В 1970-е годы кинорежиссеры, поняв, что актрисе нет равных в изображении интеллектуальной рефлексии и духовной одержимости, пытались тиражировать ее необычный имидж. В это время выделяется ее Аркадина в фильме «Чайка» по одноименной пьесе А. П. Чехова в постановке Юлия Карасика, но сама картина подверглась критике.

Яркий эпизод в картине «Зеркало» Андрея Тарковского показал Демидову с особой стороны. Она вносила в притчу Тарковского реальную атмосферу времени.
Режиссеры доверяли Алле Демидовой воплощать сильные характеры королев и монарших особ, образ сильных и волевых женщин. Зрители любят ее за интеллигентность, врожденный вкус.

«Дневные звезды».

Вечное возвращение

И сегодня в свои 85 Алла Сергеевна не сдала своих творческих позиций. Спектакль «Старик и море» по Хемингуэю в постановке Анатолия Васильева стал одним из самых ярких событий Чеховского театрального фестиваля в 2017 году. Какой интересной может быть актриса в своем зрелом периоде, видно по ее работам в картинах «Письма к Эльзе» Игоря Масленникова, «Настройщик» и «Вечное возвращение» Киры Муратовой (фильмы с успехом были показаны на Минском международном кинофестивале «Лістапад»). Шла в белорусском прокате и притча «Мешок без дна» Рустама Хамдамова по рассказу Рюноскэ Акутагавы «В чаще».

Неустанная пульсирующая мысль в глазах, требовательность к себе — все это мы находим в поздних работах Демидовой. Она по-прежнему самый главный судья для всех своих работ и не нуждается в комплиментах.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter