Ровно 50 лет назад на Минском тракторном заводе был изготовлен первый колесный пахарь "Беларусь" МТЗ-2. Отработав 18 лет на полях Родины, он навечно замер у заводской проходной. Но большинство из 3 миллионов 200 тысяч
его младших братьев до сих пор трудятся в 124 странах. И уже в силу этих впечатляющих чисел, согласитесь, "Беларусь" - не просто трактор, призванный помогать людям растить хлеб. Он давно стал символом нашей страны. Спросите у любого иностранца, что ему известно о Беларуси,
и в подавляющем большинстве случаев услышите ответ - там выпускают хороший трактор. Такой вот стальной полномочный представитель белорусского народа, известного своим трудолюбием.
История, говорят, развивается по спирали. Похоже, в чем-то Минский тракторный сейчас повторяет виток, заложенный в начале 50-х. Речь, конечно, не о технической стороне дела. 37-сильный МТЗ-2 - просто карлик по сравнению с сегодняшними изделиями завода, а всего тут выпускается 34 базовых модели мощностью от 30 до 300 лошадиных сил.
Речь о сложности момента, требующего неординарных, порой жертвенных решений. Михаил Коренчук - один из тех, кто изготавливал первый трактор, а теперь руководитель ветеранской организации, вспоминает, как они с Николаем Слюньковым, впоследствии директором завода и первым секретарем ЦК КПБ, в 1953 году за полчаса до Нового года еще работали в цеху, обеспечивали план по запчастям. Спрашиваю: чего-то боялись? Или платили очень много? Да нет. Просто не было принято уходить, пока задание не выполнено. А еще грело душу чувство, что твой труд не проходит даром. Люди видели, как завод строится, как улучшаются условия жизни, повышается зарплата. И это на фоне послевоенной разрухи вдохновляло. Согласитесь, мировые были парни и девчата!
Распад СССР также стал для МТЗ кульминационным моментом, но со знаком "минус". Лихие головы предлагали завод-гигант закрыть либо распродать по частям. Мол, не нужен он стране такой большой, не нужно столько тракторов. С другой стороны, бизнесмены, подмявшие российские предприятия-поставщики, навязали МТЗ разорительные бартерные расчеты. В итоге завод задыхался от безденежья, рабочие, не получая зарплаты, грозили выйти на площадь. И трудно сказать, чем бы все обернулось, если бы не пришло осознание того, что в наших условиях и в наше время без крепкого государственного управления не обойтись. "Я однозначно считаю, что только в этом и заключается единственно правильная политика, - поделился мнением первый заместитель генерального директора МТЗ Виктор Астапенко. - Что мы видим на других тракторных заводах? Развал. А Беларусь сегодня выпускает примерно каждые пять колесных тракторов из шести, производимых в СНГ. Тысячи наших машин пошли в этом году, не считая России, в Туркменистан, Узбекистан, Венгрию, Германию, Америку - всего в 54 страны".
Всего этого не было бы, если бы государство не подставило в трудный момент плечо. Так что дело отнюдь не в запретах, как порой в быту трактуют государственный контроль и управление. Президент своим указом отсрочил погашение долгов перед государством, накопленных в смутные годы, и завод вздохнул, начал наращивать производство. Конечно, пришлось в корне перестроить систему сбыта и принципы ее работы. По всей России и в странах СНГ создана дилерская сервисная сеть, а в Москве совместно с Управлением делами Президента - торговый дом. Трактора теперь отпускаются только по предоплате. И, вопреки звучавшим ранее уверениям, что без бартера не обойтись, техника неплохо расходится. Выпуск продукции за год возрос на 17 процентов. А главное, платят за нее все больше "живыми" деньгами.
Не все, однако, уже просто и однозначно. Еще чрезмерна налоговая нагрузка, считает генеральный директор Александр Пуховой, а конкуренция с мировыми лидерами скидок на это не дает. Но перспектива видна, и ясно, кому воплощать ее в жизнь. Как и 50 лет назад - молодежи, владеющей современными знаниями. В прошлом году, как пояснил заместитель генерального директора Чеслав Федорович, завод принял 289 специалистов с высшим и средним специальным образованием. А за 9 месяцев этого года - уже 341. Причем претендентов было больше. Но зачисляют лучших, поскольку конструкторские компьютерные системы, числовое программное управление первому встречному не доверишь. А производство ряда новых моделей тракторов недавно включено в государственный реестр высоких технологий на период до 2008 года, что само по себе говорит об их уровне. Помимо прочего, это значит еще и то, что новейшую технику получит наше село, развитие которого также является государственным приоритетом.
Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Силен "Беларус"!
Ровно 50 лет назад на Минском тракторном заводе был изготовлен первый колесный пахарь "Беларусь" МТЗ-2.