Новый храм в Дзержинском районе хранит память о древней церкви-мученице

Сила веры творит чудеса

Она тонула, ее разбирали на бревна и сжигали, над ней глумились. Такой крестный путь прошла Преображенская церковь в деревне Витовке, где сегодня бьет чудотворный источник. Память о ней трепетно хранит новый храм Преображения Господня в Дзержинском районе. Преемницу древней Преображенской церкви воздвигла непрестанная молитва прихожан. Огонь их веры горел, даже когда замерзала чаша в алтаре. Корреспонденты «Р» увидели благодатный свет, преобразивший многострадальное место.

В новом черкасском храме ощущается дыхание времени.

Мученический путь

Храм Преображения Господня в деревне Черкассы, что всего в 15 километрах от Минска, найти не так просто. Вокруг поля, а в XVIII веке эта местность была соткана из болот и лесов, где укрывались участники Северной войны. 

В 2005 году митрополиту Филарету показывали несколько площадок под строительство церкви в Дзержинском районе. Владыка молился, и его выбор пал на труднодоступное место недалеко от Витовского чудотворного источника. Как считает священник Николай Кололо, это произошло промыслительно. Сегодня здесь возвышается современный храм, преемник древней Преображенской церкви, непростая судьба которой связана и с деревней Витовкой, и с деревней Черкассы. 

В деревне Витовке Дзержинского района, согласно преданию, стояла каменная церковь. В начале XVIII века она утонула, а на ее месте забил чудотворный источник, где здешние жители обнаружили распятие. Вода помогала при болезнях глаз и суставов. Помогает она приходящим с верой и сегодня. Тогда же рядом построили деревянный храм в честь Преображения Господня. До 15 тысяч паломников шли крестным ходом к обновленной церкви.

Настоятель храма отец Николай.

В ХХ веке начинается ее крестный путь. Настоятеля храма иерея Аркадия Околовича и старосту прихода Иоанна Ленчевского расстреливают 21 февраля 1930 года. В 1935-м церковь переносят в деревню Черкассы, чтобы в ней устроить колхозный клуб. Иконы и утварь сжигают.

— Таким образом была уничтожена и поругана древнейшая святыня, — говорит отец Николай. — Во время войны клуб освящается, и там совершаются богослужения. Но в 1946 году увеселительное заведение опять вытесняет церковь. А спустя восемь лет постройка приходит в ветхость, ее разбирают. Чудом и милостью Божией мы ощущаем, что черкасский храм, где мы сейчас находимся, — преемник древней Преображенской церкви. 

Молитва в катакомбах

Великолепие открывается в новом храме Преображения Господня. Но сила этого культового сооружения не в пышном убранстве, а в молитве. Настоятель убежден: именно горячее многолетнее обращение к Господу прихожан сложило церковь по кирпичику. 

Пустырь, блоки фундамента, часовня-вагончик — вот что предстало перед отцом Николаем, когда его направили сюда в 2010 году. 

— Как возможно построить храм в деревне, если на приходе три-четыре бабушки,  думал я. Но прихожане собирались. Рядом город Фаниполь, где есть благоустроенная церковь, а люди шли на службу в поле. Черкасских немного, но они всегда благодарные и радостные. В деревне необходима миссионерская работа. Благодаря искренним, от сердца, молитвам людей и помощи Божией стало возможно строительство храма и формирование прихода.

В вагончике служили недолго. А 19 декабря, в день памяти святого Николая Чудо­творца, совершили первую службу в цоколе. Прихожане стелили под ноги меховые шкурки, чтобы выдержать обуревающий холод. Как и древние христиане, молились в катакомбах. 

Отец Николай листает альбом. На фото — семилетний подвальный период богослужений прихода. Условия на цокольном этаже не для слабовольных и маловеров. Зима. Окна заносит снегом. Стены намерзают, как в холодильнике. 

— Помню, служу литургию. Отошел на исповедь. Возвращаюсь в алтарь, а чаша замерзла. Такие холода были. И прихожаночки наши не расходились. Смотрю, с потолка сочится вода. Бабушка, что там стояла, смиренно переходит в другую сторону и продолжает молиться.



— За неделю храм намерзнет, а к выходным женщины приходят растапливать печку, — возвращается в те дни в разговоре со мной прихожанка Татьяна Куликовская. — Начинает все оттаивать и капать. Идет служба, и наши женщины тряпочками собирают влагу. 

Сегодня на хоры ведет винтовая лестница. Певчие приезжают и из Минска. А у Татьяны часто перед глазами картинка другого клироса: 

— Служба. Топится печка. Некоторые в валенках. А у нас в хоре писк моды — варежки без пальчиков, чтобы листать ноты и тексты песнопений. Однажды читаю канон. В лампочку набирается вода — светильник взрывается. Осколки на меня. Но когда есть любовь между прихожанами, ничто не страшно. Молились много сами о строительстве храма. 

Люди жертвовали на церковь. Кто участием, кто деньгами. Утеплили подвал, начали возводить стены. Отец Николай постоянно упоминает в молитве имена жертвователей.

Местночтимые святыни

…Скоро Пасха. Прихожане переживают: церковь есть, а утвари нет. Собирают средства. Стараются успеть к великому празднику. И вот крестный ход поднимается ко входу в церковь. Многие еще не знают, какое благолепие их ждет за порогом. 

— Минут 15 служба не могла продолжиться, — всплескивает руками Татьяна. Взгляд лучится, будто она заново переживает то диво. — Люди не ожидали, что внутри наконец получилось так красиво. Когда строился храм, думала: «Господи, дай мне хоть увидеть купол». Как-то быстро и купол возник, хотя рассчитывали, что года полтора будем собирать. Иконостас замечательный. 

Батюшка дает нам с фотографом свечи, чтобы мы поставили их с молитвой у икон. Так здесь по традиции встречают гостей. 

Но прежде отец Николай знакомит с местночтимыми святынями, которые собрали прихожане. В благодарность за помощь люди подносят иконам свои скромные, но значимые для них подарки. 

Блоки фундамента на пустыре предстали перед отцом Николаем в 2010 году.

Образ Божией Матери «Скоропослушница», список с афонской чудотворной иконы, украшают пожертвованные крестики. 

— Украшения говорят о том, что кто-то получил помощь, — поясняет священно­служитель. Обратите внимание, дары есть и на еще одной копии с Афона — иконе «Всецарица». 

Настоятель рассказывает историю о заступничестве святителя Спиридона Тримифунтского: 

— Подошла прихожанка: «Тяжелая у меня финансовая ситуация. К кому из святых обратиться?» Посоветовал действовать как сердце подскажет. Женщина помолилась у образа святителя Спиридона. Наутро прибегает: «Батюшка, вы не поверите! Проблема решилась». И это не единичный случай.

Духовные истоки

Здесь почитают историю древней мученической Преображенской церкви, прародительницы нынешней. Неслучайно в современном храме ощущается дыхание времени. С отцом Николаем связалась внучка расстрелянного священника Аркадия Околовича. Рассказала, что матушка Елена, ее бабушка, прожила 97 лет и умерла в Архангельской области. Будучи в ссылке, она ходила за 20 километров со швейной машинкой и шила людям одежду за муку. 

— Иерей Аркадий — новомученик, — считает отец Николай. — Но для его прославления у нас пока мало исторических сведений. Собираем. 

В воскресной школе прихода дети изучают церковнославянский язык, чтобы читать богослужебные тексты. 

Ангелы, звезды, снежинки из бумаги — этот декор для церкви по случаю зимних праздников верующие создавали сами. Общее дело сплачивает, отвлекает от обыденности и суеты. Прихожане храма в честь Преображения Господня ощущают себя большой семьей. 

Татьяна Куликовская впервые пришла на вечернюю службу прихода, когда церковь еще ютилась в часовне-вагончике: 

— Прикипела к храму и людям. Чувствую сильную поддержку. Если бы не приход, не знаю, как бы пережила утрату родных. Женщины тут и травками отпаивали, и молились за меня. Младшего сына и внука приобщала к церкви. Сюда ведь приходят даже семьями. 

Алтарник Валерий Мороз последовал за супругой Еленой, которая стала петь на клиросе храма Преображения Господня. А к Богу обратился еще раньше, после череды проблем. Сильнейшим испытанием стала болезнь. 

— Служба шла в цокольном помещении, — вспоминает Валерий. — Я тоже пел как мог. Мы участвовали в выставках, проводили акции по сбору средств для строительства. Каждый помогал, насколько получалось. Сегодня не представляю себя без церкви. Все, что со мной произошло, заставило по-другому посмотреть на жизнь. У меня есть возможность исправить ошибки, помочь своей молитвой близким, которые ушли в мир иной. Намоленность храма поддерживает.

Для Валерия приход в деревне Черкассы стал родным. Со дня операции прошло уже 11 лет. Он благодарен Богу, что живой и его жизнь исполнена смысла. 

Очень важно, чтобы после посещения храма в сердце что-то оставалось надолго, — говорит батюшка. Образец, к которому нужно стремиться в вере, отцу Николаю показал настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Узде протоиерей Григорий Черепенников. — Благодаря ему я пришел в храм и стал священником, ведь мои родители — светские музыканты — были далеки от веры. 

Теперь этот бесценный опыт служения иерей Николай Кололо реализует в новом черкасском храме Преображения Господня. 

kosiykova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter