Символ 2019-го года - Желтая Свинья (Кабан) - в мифологии разных народов
27.12.2018 12:02:02
Кабан — обычный аборигенный вид нашей фауны и издревле он один из основных объектов охоты. Правда, в последние годы из-за африканской чумы свиней дикие кабаны попали “под раздачу”, во многих регионах и вовсе встал вопрос об их поголовном уничтожении. Как бы там ни было, этот вид не исчезнет, утверждают ученые. Кроме того, люди давно научились выращивать домашних свиней, имеющих “дикую” родословную.
Дикий кабан — довольно крупное животное. У самцов верхние и нижние клыки торчат изо рта вверх и хорошо заметны. Длина нижних достигает 28 см (наружная часть может выступать на 10 см). Смыкаясь, верхние и нижние клыки образуют своего рода ножницы. Есть клыки и у самок, но они значительно меньше и снаружи незаметны.
Эти животные могут быстро бегать на короткие расстояния, неплохо плавают. У них хорошо развиты обоняние и слух, а вот зрение довольно слабое. Если стоять тихо, не шевелясь, и ветер дует со стороны кабанов, они могут пройти рядом с человеком и не заметить его. Как правило, кабаны не нападают на людей, если их на это не спровоцировать. Агрессию по отношению к человеку проявляют разве что раненые звери, которых преследуют, и свиноматки, защищающие поросят.
Дикие кабаны всеядны, их рацион состоит из растительной и животной пищи. Главный способ добычи корма из почвы и лесной подстилки — рытье. За сутки кабан “перепахивает” от 8 до 170 кв. м почвы, а за год — 4—5 гектаров!
Стадо диких кабанов состоит из свиньи-вожака и ее потомства разных поколений либо это семейный союз нескольких родственных самок с потомством. В стаде — четкая иерархия. Все самцы на втором году жизни уходят из стада и покидают участок его обитания. Первое время они держатся небольшими группами, а когда взрослеют, между ними начинаются конфликты за право обладать самками, и группы распадаются. В стадо самцы приходят только в период гона — в ноябре-декабре, в остальное время года взрослые секачи ведут одиночный образ жизни.
Мифы Древней Греции содержат многочисленные описания охоты на вепрей. Мифический герой Тезей спас область Кромион от свирепого вепря Фийя, а Геракл, совершая один из своих подвигов, поймал живого кабана — опустошителя полей — и доставил его в Микены.
В гомеровском и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака — “головы вепря” на шлеме воина. Этот знак известен также по микенским и римским археологическим памятникам. У германцев существовало предание о происхождении их племени от двух братьев, одного из которых звали Вепрем.
В древнехеттских текстах “свинья тростников” упоминается как одно из “животных Бога”. В мифологии полабских славян огромный кабан, сверкая белыми от пены клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда их священному городу Ретра грозит беда.
В Беларуси амулеты из клыков вепря встречаются на памятниках культуры штрихованной керамики и днепро-двинской культуры, датирующихся ранним железным веком. Римский историк Тацит отмечал, что древние балты, жившие некогда и на наших землях, носили с собой фигурки кабана, которые заменяли им оружие и оберегали даже в гуще врагов. В белорусском фольклоре есть предания, что свинья, роясь в земле, нашла криницу, которая послужила источником большой реки (в частности, Березины).
Обнаруженные археологами черепа свиней с явными признаками одомашнивания относят к мезолиту, более частые находки датируются неолитом. Рядом с ними из домашних животных находили лишь кости собак. Это свидетельствует о том, что свинья стала вторым после собаки домашним животным.
Древнегреческие авторы часто упоминают домашних свиней, причем о свиноводах отзываются с большим уважением. Так, в “Одиссее” рассказывается о “божественном свинопасе” Евмее, который имел 600 свиноматок и 360 кабанов.
Хорошо было развито свиноводство в Древнем Риме. Судя по различным изображениям животных того времени, римляне уже имели культурные породы свиней с хорошими мясными качествами. Римский писатель и философ Сенека описывает одну из таких пород, представители которой весили до 250 кг при толщине подкожного сала до 30 см.
У многих европейских народов свинья являлась жертвенным животным. Считалось, что обрядовое употребление в пищу свинины должно способствовать хорошему урожаю и семейному счастью.
Отголоски древних жертвоприношений, связанных с магическим культом свиньи, сохранились и в народной культуре белорусов, в том числе в традиционном колядовании. Откормленную свинью чаще всего резали перед Колядами, причем в народе она и называлась колядой (“Добрую каляду сёлета выкарміў”). Известный белорусский этнограф Адам Богданович (отец поэта Максима Богдановича) писал: “Белорусы употребляют слово “каляда” в двух значениях — как название праздника и наименование продуктов, приготовленных к Колядам из свинины: колбас, сала, окороков”. В данном случае свинья символизировала достаток и благополучие.
В восточной традиции Желтая Земляная Свинья (Кабан) также олицетворяет семейное и финансовое благополучие, стабильность, трудолюбие и жизненную силу. Чего мы и вам желаем в наступающем году!
Константин Шумский, кандидат исторических наук
infong@sb.by
С “ножницами” во рту
Дикий кабан — довольно крупное животное. У самцов верхние и нижние клыки торчат изо рта вверх и хорошо заметны. Длина нижних достигает 28 см (наружная часть может выступать на 10 см). Смыкаясь, верхние и нижние клыки образуют своего рода ножницы. Есть клыки и у самок, но они значительно меньше и снаружи незаметны.
Эти животные могут быстро бегать на короткие расстояния, неплохо плавают. У них хорошо развиты обоняние и слух, а вот зрение довольно слабое. Если стоять тихо, не шевелясь, и ветер дует со стороны кабанов, они могут пройти рядом с человеком и не заметить его. Как правило, кабаны не нападают на людей, если их на это не спровоцировать. Агрессию по отношению к человеку проявляют разве что раненые звери, которых преследуют, и свиноматки, защищающие поросят.
Дикие кабаны всеядны, их рацион состоит из растительной и животной пищи. Главный способ добычи корма из почвы и лесной подстилки — рытье. За сутки кабан “перепахивает” от 8 до 170 кв. м почвы, а за год — 4—5 гектаров!
Стадо диких кабанов состоит из свиньи-вожака и ее потомства разных поколений либо это семейный союз нескольких родственных самок с потомством. В стаде — четкая иерархия. Все самцы на втором году жизни уходят из стада и покидают участок его обитания. Первое время они держатся небольшими группами, а когда взрослеют, между ними начинаются конфликты за право обладать самками, и группы распадаются. В стадо самцы приходят только в период гона — в ноябре-декабре, в остальное время года взрослые секачи ведут одиночный образ жизни.
Мифы и “вещдоки”
Мифы Древней Греции содержат многочисленные описания охоты на вепрей. Мифический герой Тезей спас область Кромион от свирепого вепря Фийя, а Геракл, совершая один из своих подвигов, поймал живого кабана — опустошителя полей — и доставил его в Микены.
В гомеровском и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака — “головы вепря” на шлеме воина. Этот знак известен также по микенским и римским археологическим памятникам. У германцев существовало предание о происхождении их племени от двух братьев, одного из которых звали Вепрем.
В древнехеттских текстах “свинья тростников” упоминается как одно из “животных Бога”. В мифологии полабских славян огромный кабан, сверкая белыми от пены клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда их священному городу Ретра грозит беда.
В Беларуси амулеты из клыков вепря встречаются на памятниках культуры штрихованной керамики и днепро-двинской культуры, датирующихся ранним железным веком. Римский историк Тацит отмечал, что древние балты, жившие некогда и на наших землях, носили с собой фигурки кабана, которые заменяли им оружие и оберегали даже в гуще врагов. В белорусском фольклоре есть предания, что свинья, роясь в земле, нашла криницу, которая послужила источником большой реки (в частности, Березины).
На домашнем пайке
Обнаруженные археологами черепа свиней с явными признаками одомашнивания относят к мезолиту, более частые находки датируются неолитом. Рядом с ними из домашних животных находили лишь кости собак. Это свидетельствует о том, что свинья стала вторым после собаки домашним животным.
Древнегреческие авторы часто упоминают домашних свиней, причем о свиноводах отзываются с большим уважением. Так, в “Одиссее” рассказывается о “божественном свинопасе” Евмее, который имел 600 свиноматок и 360 кабанов.
Хорошо было развито свиноводство в Древнем Риме. Судя по различным изображениям животных того времени, римляне уже имели культурные породы свиней с хорошими мясными качествами. Римский писатель и философ Сенека описывает одну из таких пород, представители которой весили до 250 кг при толщине подкожного сала до 30 см.
Выкормили “каляду”
У многих европейских народов свинья являлась жертвенным животным. Считалось, что обрядовое употребление в пищу свинины должно способствовать хорошему урожаю и семейному счастью.
Отголоски древних жертвоприношений, связанных с магическим культом свиньи, сохранились и в народной культуре белорусов, в том числе в традиционном колядовании. Откормленную свинью чаще всего резали перед Колядами, причем в народе она и называлась колядой (“Добрую каляду сёлета выкарміў”). Известный белорусский этнограф Адам Богданович (отец поэта Максима Богдановича) писал: “Белорусы употребляют слово “каляда” в двух значениях — как название праздника и наименование продуктов, приготовленных к Колядам из свинины: колбас, сала, окороков”. В данном случае свинья символизировала достаток и благополучие.
В восточной традиции Желтая Земляная Свинья (Кабан) также олицетворяет семейное и финансовое благополучие, стабильность, трудолюбие и жизненную силу. Чего мы и вам желаем в наступающем году!
Константин Шумский, кандидат исторических наук
infong@sb.by