Подробности о выпускных экзаменах после 9‑го класса

Сила — в практике

Изложение вместо диктанта, новое задание по истории Беларуси — подробности о выпускных экзаменах после 9‑го класса

До итоговой аттестации за курс базовой и средней школы осталось всего ничего. Путеводителем в этой теме станет наша новая рубрика. В ней будем публиковать самую актуальную информацию и важные рекомендации от экспертов, чтобы помочь ученикам и их родителям разобраться в нововведениях и учесть все тонкости предстоящего процесса. В этот раз обсуждаем изменения для выпускников 9‑х классов.

ГУО «Средняя школа № 29 г. Витебска имени В. В. Пименова». Учитель истории Наталья Димова со старшеклассниками. 

Начальник управления общего среднего образования Мин­образования Ирина Каржова объясняет, почему назрела необходимость менять подходы к выпускным экзаменам за 9‑й класс:

— Еще год назад сдавали три испытания, теперь — четыре. По русскому и белорусскому языкам дети напишут изложение, а не диктант, как это было ранее. Задача сложнее: не просто правильно писать, а уметь излагать свои мысли. Форма позволяет проверить орфографическую, пунктуационную грамотность и творческие способности. По математике изменений нет — стандартная контрольная работа. Вновь мы возвращаем экзамен по истории Беларуси. Формат проверки привычен — по билетам, но новшества есть. Билет будет состоять из двух вопросов. Первый предполагает устное изложение материала по предложенной теме, второй — выполнение практического задания.
Практическое задание будет включать три источника информации (это могут быть фрагмент исторического документа или статьи, карта, схема, таблица, диаграмма, график, иллюстрация) и четыре вопроса к ним. Школьники должны продемонстрировать умение «читать» разные источники.
С этими заданиями можно познакомиться на национальном образовательном портале во вкладке «Окончание учебного года. 2022/2023». Это должно стать ориентиром при подготовке, уточняет эксперт:

— Именно из этого банка сформируют единые практические задания для выпускного экзамена и опубликуют их 25 мая в разделе «Педагогам/экзамены». Начиная с этой даты в школах будут проводить консультации по подготовке.

Расписание проведения экзаменов в каждом конкретном учреждении образования утвердит директор к 20 мая. 
Выпускные испытания по письменным предметам пройдут 1, 5 и 7 июня. 
Тексты и задания объявят по телевизору и радио, а также разместят на сайте Министерства образования. Что же касается истории Беларуси, день сдачи будет выбирать администрация школы или гимназии. Учитывая, что период для проведения испытаний установлен с 1 по 9 июня, а экзамены не могут проводиться два дня подряд, скорее всего, определят даты 3 июня и 9 июня.

Экзаменационная комиссия, как и раньше, будет состоять из трех человек: председателя и двух членов комиссии — один из них учитель по этому предмету.

Свидетельство об общем базовом образовании учащиеся смогут получить уже 10 июня. По тем предметам, по которым ребята сдавали экзамены, выставят среднее арифметическое годовой отметки и балла, полученного за испытание. И если среднее арифметическое выйдет 7,5 балла, то в документ пойдет 8 — действует правило математического округления. По остальным предметам выставляется годовая оценка.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Наталья Димова, учитель истории СШ № 29 Витебска, один из разработчиков практических заданий по истории Беларуси:

— Времени на подготовку остается все меньше, поэтому важно подавать информацию в структурированном виде. На своих уроках использую инфографику и ментальные карты. Как составить такую карту? В центре листа обозначается историческая тема, а от нее идут «ветви» — основные понятия, даты, ключевые моменты. В дополнение можно использовать картинки, наклейки.

Лариса Мигдаленок, учитель математики СШ № 7 Волковыска:

— Идеальный вариант — уделять внимание математике с начальной школы. Сегодня система образования построена таким образом, ­чтобы каждый мог достичь высоких показателей без репетитора. Судите сами: кроме уроков, есть факультативы. Дополнительно к ним проводятся стимулирующие занятия с высокомотивированными школьниками и поддерживающие — для тех, у кого есть проблемы с освоением определенных тем. При желании в школе можно оформить платную услугу репетитора. Важно, что педагог будет в курсе программы и современных требований.

Жанна Жадейко, учитель русского языка и литературы гимназии № 14 Гомеля, автор учебников:

— Речь современных детей вызывает вопросы. Косноязычие, бедный лексический запас. Однозначные ответы — да, нет, не знаю, ага; усеченные формы — чел, препод, комп. Ребята затрудняются в формулировании мысли. Введение изложения в качестве выпускного экзамена — один из шагов, чтобы эту проблему решить. Надо понимать, что нам приходится прикладывать титанические усилия, чтобы научить школьников говорить и пересказывать. Ключевой совет родителям — разговаривайте с детьми, обсуждайте прочитанные книги, коллегам-учителям — используйте в обучении тексты, не оторванные от жизни. Если изучаете какое-то правило, подбирайте актуальный текст. Например, в день 80‑летия трагедии в Хатыни я использовала на уроках фрагменты именно по этой теме.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter