Сила триединства

Евразийский проект: прагматичный подход и глобальные перспективы.

Евразийский проект: прагматичный подход и глобальные перспективы.

Беларусь приходит в Евразийский экономический союз с хорошей экономической базой, что станет весьма серьезным подспорьем в укреплении интеграционных процессов: бывший «сборочный цех СССР» с первых лет своего суверенного независимого существования был приверженцем восстановления кооперационных связей на постсоветском пространстве. Об этом шла речь на международной конференции «Евразийский выбор: Беларусь-2014», прошедшей на минувшей неделе в Минске. Создаваемому ЕАЭС был посвящен и еще один форум в белорусской столице – международная научно-практическая конференция «Евразийский экономический союз: реальность и перспективы». Лейтмотивом обоих мероприятий стало однозначное понимание того, что новый союз должен стать не бременем, а благом для народов и трех национальных экономик. Тем более что все предпосылки для этого имеются.

Сегодня в мире функционируют 26 региональных экономических объединений: 5 экономических и валютных союзов, 4 общих рынка, 6 таможенных союзов и 11 зон свободной торговли. Однако ни одно из этих образований не привлекало столь пристального внимания мировой общественности и не подвергалось такой критике, как создаваемый ныне ЕАЭС. За этой критикой, по всей видимости, просто скрываются геополитические интересы и незаинтересованность в создании мощного экономического объединения на постсоветском пространстве, считает Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в Беларуси Ергали Булегенов. Впрочем, дипломат убежден в тщетности подобных попыток:

– Все, что намечено в Договоре о создании Евразийского экономического союза, исполнимо. Этот договор в первую очередь направлен на развитие экономик наших стран и повышение уровня благосостояния народов. У союза очень хорошие перспективы.

Разумеется, для полноценного и равноправного союза – а именно таковым должен стать ЕАЭС в конечном итоге – сделать еще предстоит немало. В частности, Беларуси, России и Казахстану – решить вопросы антимонопольного регулирования, считает член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов. Попросту говоря, конкурентное законодательство должно быть прогрессивным и актуальным. Нельзя забывать, подчеркнул он, и о защите внутреннего рынка, работе в равных условиях и при равной конкуренции:

– Для решения этих задач разработан модельный закон о конкуренции. Это законодательный акт рекомендательного характера, принятый на уровне глав государств, который содержит лучшие нормы антимонопольного законодательства стран таможенной «тройки», а также ведущих стран мира. Отдельные нормы этого модельного закона уже проходят имплементацию в национальное законодательство участников Таможенного союза. Думаю, что к концу 2014 года соответствующий документ поступит в белорусский парламент. Аналогичная работа, по его словам, ведется в Казахстане и России.

По словам директора Института социологии Национальной академии наук Беларуси Игоря Котлярова, интерес к интеграционным объединениям в белорусском обществе в последние годы ощутимо растет. Сегодня 80 процентов граждан Беларуси поддерживают Таможенный союз, а лишь создаваемый пока Евразийский экономический союз уже поддерживают не менее трети белорусов. Число же противников интеграции как таковой не превышает 5 процентов, причем этот показатель год от года снижается. Иными словами, прежде академическая истина становится прописной: интеграционная кооперация стран, пришедшая на смену либеральной модели мироустройства, не только является наиболее жизнестойкой социально-экономической конструкцией, отвечающей современным глобальным вызовам и угрозам, но и несет с собой реальные выгоды как народам в целом, так и каждому человеку в отдельности.

Причем речь идет не только о жителях Союзного государства и Казахстана: Евразийский экономический союз будет открытым для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы. Совокупный объем экономик только трех стран – участниц ТС – составляет 2,2 трлн долларов, а общий объем выпуска промышленной продукции – почти полтора триллиона. По подсчетам экономистов, перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного евразийского ВВП к 2030 году может составить около 900 млрд долларов.

Что же касается непосредственно Беларуси, то евразийская интеграция для нее в экономическом плане наиболее оптимальна, и спекуляции, по мнению политологов, вокруг выбора внешнеэкономических векторов совершенно напрасны.

Для Беларуси сейчас нет альтернативы евразийской интеграции, несмотря на все разговоры о возможном выходе на европейский рынок. Беларуси комфортнее работать на евразийском рынке, потому что основные барьеры сняты, благодаря чему ваши товары широко представлены и в России, и в Казахстане. После создания Таможенного союза в 2010 году товарооборот между Беларусью, Россией и Казахстаном заметно вырос. Это свидетельствует о том, что для белорусского производителя и бизнеса евразийский проект является выгодным с прагматической стороны.

На обеих конференциях в Минске практически в унисон прозвучало: ЕАЭС должен стать ядром глобальных инноваций и притяжения для транснационального бизнеса, новым экономическим центром планеты. Трудности на этом пути, несомненно, будут, противодействия этому интеграционному мега-проекту не занимать уже сегодня. Однако конечная цель – реальное процветание и созидательное развитие наших народов – однозначно оправдывает любые усилия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter