Сила тонкой вербочки

Народный календарь

11 апреля. Именинники: Кирилл, Марк, Иван.


12 апреля. Именинники: Софрон, Пантелеймон, Иван.


13 апреля. Именинники: Иннокентий, Вениамин, Ипатий.


14 апреля. Именинники: Макар, Мария, Ефим.


По рассказам представителей старшего поколения, довольно частыми в эти дни были уже весенние дожди, но еще довольно холодные. Они переполняли и без того полноводные после разливов реки. Но эти дожди воспринимались как неплохая примета — потому что «зямля павiнна ўмыцца». Тогда и появится первая трава, а если дожди окажутся сильными по ночам — «зелянiна добра падымецца, i к маю, да Юр’я, будзе ўжо ледзь цi не па калена». По наблюдениям, если «на Марью» ночь выдастся ясной и небо звездным, а вода еще прибывает, то в августе будет довольно сухо, что, конечно же, хорошо при уборке хлебов.


Кроме того, считается, что именно в этот день «прасыпаецца дамавiк». В народных сказках и поверьях домового еще звали «хатнiк» и «гаспадар», и небезосновательно: считалось, что это дух дома, который живет своей невидимой для человека жизнью в каждой–каждой семье где–нибудь в затишье — за печкой или под печкой, под веником, в общем, в некоем укромном уголке. Он может быть внешне похожим на самого хозяина дома или же принимать облик старенького «дзядка» с бородой (здесь усматривается его связь с предками). Иногда «дамавiком» считают ужа, кота, собаку — вроде он может существовать и в их обличье. Домовой, по всем поверьям, которые живут в Беларуси, принимает непосредственное участие во всем происходящем в доме: он и за коровкой–кормилицей приглядывает, и за лошадьми, жилище охраняет от всяких бед — пожаров, сильных ураганов, гроз, короче, следит за достатком. Домовой внимательно смотрит за поведением членов семьи, старается делать так, чтобы происходило меньше ссор и раздоров, а если кто–то ведет себя, по его мнению, неправильно, то может и наказать. Не любит лодырей и пьяниц и ко всем человеческим порокам относится непримиримо.


Интересно, что в Беларуси считалось, будто домовой живет своей собственной семьей: имеет себе пару — «дамавiху»–жену, у них могут рождаться дети, сыновья и дочки, он, как и человек, со временем уходит из этой жизни, а на его место заступает следующее поколение — уже его детей. Если семья переезжала в новый дом, то с ней переходил и «дамавiк»–сын, чтобы нести ответственность за новое хозяйство и все семейные отношения. Перед строительством любого нового дома по всем четырем углам сруба сыпали зерно как своеобразную дань. Часто накануне поминальных дней дорогу от клети выстилали белым полотном, воспринимая «дамавiка» как воплощение духа предков.


Домовой, как и положено настоящему хозяину, всегда занят делом: моет, чистит, ухаживает за животными, не оставляет без внимания и ниву, беспокоясь о будущем урожае, во время жатвы сушит зерно. После всех трудов праведных так же, как и человек, любит помыться в бане, попариться, поэтому ему всегда оставляли веник и ведерко воды. По весне и вообще накануне всех праздников домовому ставили угощение: наливали в блюдечко молоко или клали блинок. К «дамавiку» относились хорошо, старались не обидеть, чтобы не вызвать его гнев и не накликать на себя беды, ведь он очень строг.


15 апреля. Именинники: Поликарп, Тит.


Когда–то это время ассоциировалось с большими проблемами в хозяйстве, недостатком кормов для домашних животных и называлось «пачаткам бясхлебiцы».


16 апреля. Именинники: Никита, Федосья.


Церковный праздник — Лазарева суббота.


По наблюдениям, в этот день чаще всего очень неустойчивая погода, про что говорят: «На Мiкiту няма нi зiмы, нi лета». Если к этому времени все еще продолжается ледоход, у рыболовов нет ни клева, ни лова.


17 апреля. Именинники: Георгий, Никифор, Николай, Мария, Зосим.


Церковный праздник — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).


Верба отличается особой жизнестойкостью, очень неприхотлива и оттого сильна. Вербовые прутики заготавливали загодя, набирая их целый пучок, весьма похожий на сноп, украшали веточки засушенными с лета цветами бессмертника, вереска, сухостоя. Этот день символизирует возрождение, стойкость природы, воплощением чего стала скромная вербочка. После освящения в церкви все слегка хлещут друг друга веточками, стремясь передать жизненную силу и стойкость деревца, желают друг другу здоровья: «Не я б’ю, вярба б’е. Праз тыдзень Вялiкдзень. Хвароба — у лес, на верас. А здароў’е — у косцi». Пучок вербы ставили в доме в красном углу, и с этого момента он уже относился к сакральным предметам, который никому не передавали. С прутиком вербы выходили в поле, начиная посевную, выгоняли коровку в первый раз «на Юр’еву расу». Считалось, что эти самые «котики» помогают при болезнях горла: веточку поджигали и окуривали помещение, если кто–нибудь в доме болел.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter