Почему дорожают некоторые товары в наших магазинах

Сила слабости

«Толком ничего не взяла, а в магазине оставила 40 рублей», «Раньше покупки обходились дешевле» — в последнее время примерно такие слова мы слышим довольно часто. Что это: привычка сгущать краски или неприятная действительность? Корреспондент «Р» попробовала разобраться в ситуации на потребительском рынке. 

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП), владелец сети магазинов Виктор Маргелов подтверждает наблюдения посетителей:

— С начала октября мы действительно отмечаем рост цен по многим группам товаров. И если подорожание непродовольственных не так бросается в глаза — не каждый день мы за ними ходим, то в случае с продовольственными картина иная. Где-то цены выросли обоснованно, где-то нет. Так, сезонные товары объективно дорожают, потому что «отходят» с полей, перемещаются в теплицы и стабфонды. Например, те же помидоры, картофель, капуста. Это можно понять. Но чем объяснить подпрыгнувшие цены на другие товары повседневного спроса? 

Так, по словам Маргелова, менее других подросла стоимость молока — примерно на 5 процентов, хлеба — чуть больше. Цены на премиальные сорта колбас и вовсе подскочили на 40 процентов. Болезненные позиции — яйца, мясо птицы, свинина, говядина, сосиски, обычные колбасы. Они дорожают слишком уж откровенно. Например, еще в сентябре можно было найти куриную тушку за 3,19 рубля за килограмм. Сегодня минимум от того же производителя — без малого 4 рубля. Представители бизнеса объясняют это увеличением отгрузок на экспорт и нехваткой птицы для внутреннего рынка. 

— И самое интересное в том, что говорят, мол, мы стали есть больше мяса. Ни в одном магазине не скажут, что за последние пол-года реализация мяса увеличилась, — уверен Маргелов. — Если раньше многие брали свинину в разрубе, то сейчас и она становится некоторым не по карману. 

— Даже официальная статистика подтверждает наши замечания: доходы населения в январе — августе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали на 7,1 процента, а розничный товарооборот за девять месяцев сократился на 3,1 процента, — продолжает Виктор Маргелов. 

Покупательский спрос падает, и все игроки рынка, казалось бы, должны это учитывать. На деле же складывается ситуация иная. Сопредседатель РКП просит не спешить обвинять ретейлеров в том, что именно они накручивают цены:

— Торговля здесь вовсе ни при чем. Мы даже, наоборот, за счет своих резервов снижаем наценку, чтобы покупатель не пошел в другой магазин. Вопросы следует задавать производителям. Вот сейчас я сижу в одном из своих магазинов. Привозят подорожавшие товары — попытался узнать на комбинатах, почему так. Они объясняют: затраты на производство выросли. Типичный ответ. И в каком-то смысле безопасный, не побегу же я пересчитывать их затраты.

А ведь цель уменьшения себестоимости продукции минимум на четверть еще в феврале нынешнего года задал президентский Указ № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса». Производителям наказали всеми правдами и неправдами снижать издержки, но, видимо, решение, как это сделать, многие предприятия по сей день так и не нашли и по привычке накручивают цены. Кто-то жалуется на большую долю импорта в производстве, но, казалось бы, при чем здесь это, если ситуация на валютном рынке практически год остается неизменной? 


Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ


Ответ следует искать в прозрачности поставок импортных комплектующих, считают в деловых ассоциациях. Например, сегодня предприятие за счет собственных средств закупило детали по доллару за штуку, завтра такие же, но по полтора. Почему? Имеют право самостоятельно выбирать контрагентов. У кого-то просто растут аппетиты, причем дружно — вторая причина подорожания товаров, считают опрошенные «Р» эксперты. Они также полагают, что предприятия решили отыграться за рекомендованное сдерживание стоимости товаров. Как-никак, инфляция за 10 месяцев составила 9,2 процента — до прогнозного максимума в 12 процентов оставался небольшой запас. 

В октябре, по официальным данным, задел сократился на 0,8 пункта. Продовольственные товары в прошлом месяце подорожали на 1,7 процента по сравнению с сентябрем и на 10,4 процента по сравнению с октябрем 2015-го. Больше всего подросли в цене овощи — на 26,6 процента, яйца — на 6,22 процента, мясо и мясопродукты — на 2,44 процента.

Официальный комментарий от Министерства антимонопольного регулирования и торговли «Р» ждет с 4 ноября.

В ТЕМУ

Во время пресс-конференции, прошедшей в Минске во вторник, министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц (на снимке) затронул тему подорожания товаров:

— Недавно Белстат выдал информацию, что выросли цены на томаты и огурцы. Мы проанализировали стоимость. Наши томаты относительно томатов импортных на 2 рубля за килограмм были дешевле в октябре. В ноябре они выровнялись по цене: 5,3 рубля стоит наш белорусский и 5,39 рубля — импортный. 

Министр рассказал, что цена на наш овощ носит сезонный характер. Ведь с наступлением холодов огурцы, помидоры, зелень начинают выращивать в теплицах. А там 40% в себестоимости занимают энергоносители, и в первую очередь, газ. 

— Но, учитывая то, что этот продукт нужен для нашей страны, принимаются все меры, чтобы оптимизировать издержки. И чтобы цена сегодня не давила на потребителя. Ведь в некоторых западноевропейских странах сегодня  легче произвести этот продукт. Там не нужно столько газа, не нужно столько электроэнергии. И он, конечно, может конкурировать сегодня с нашим продуктом. Поэтому мы внимательно смотрим на стоимость импортных продуктов питания с тем расчетом, чтобы наш продукт по цене выделялся. 

Журналисты, в свою очередь, поинтересовались, с чем связано удорожание тех же масла, яиц и молока, где нет ярко выраженной зависимости от сезона. 

— На сегодняшний день цены на молоко для завода-изготовителя масла не повысились. Надо искать в торговле причину повышения цены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter