Артефакты древнего городища, камень-следовик и перепись единственной жительницы — чем живет крошечная деревушка на Копыльщине

Сила Мысли

Есть местечко вдали от цивилизации, где можно глубоко погрузиться в свои думы. А простор для них эта деревенька под Копылем гарантирует — название аккурат самое подходящее: Мысли… Так назвали ее немногочисленные жители когда-то. Вычисление причинно-следственных связей в топонимике — занятие интереснейшее. Поехала в Мысли с настроением увидеть глухой закуток вдали от асфальта, с размеренным темпом жизни и одной скромной хатой. Но ничего подобного. В реальности оказалось, что Мысли по-настоящему бурлят, а все потому, что у единственной жительницы — 88-летней Елены Иодко — есть прекрасные дочь, зять и внук по фамилии Карпович, увлеченные фермерским делом.

Местные опекуны

Председатель Потейковского сельсовета Сергей Цвирко хоть и на больничном, но настолько неравнодушен к своей малой родине и по жизни отзывчив, что меня встретил с радушием. Еще по дороге в деревеньку рассказал много увлекательного об истории родной Копыльщины:

Галина Карпович в родных Мыслях отдыхает душой, хоть работы в хозяйстве всегда много.
— Деревня эта стала перспективной благодаря активности одной семьи: Виктора и Галины Карпович. Они — ее верные опекуны. А так бы пришлось «закрыть» ее, как две соседние деревушки в околице — Леоново и Пнивода, где последний житель умер в 2005 году. К сожалению, за последние пять лет число населенных пунктов на территории нашего Потейковского сельсовета сократилось: было 18 — теперь 16.

Селение впервые упоминается в начале ХХ века — в 1909 году здесь было около полусотни жителей. А в конце 1990-х проживало всего 8 человек в 6 домах. Где-то между этими периодами в Мыслях, по воспоминаниям Елены Иодко, было всего два десятка дворов. В лучшие советские времена дружные мысливчане работали в колхозной бригаде.

Смотрю в большие жизнерадостные глаза Елены Владимировны — и попадаю в страну ее детства. Воспоминания яркие, выразительные. Ее отец Владимир был кузнецом, мастером на все руки, отлично подковывал всех лошадей в округе… Босоногой счастливой девчушкой Елена бегала по Мыслям до поздней осени, часто ходила с мамой работать в поле, а когда работы было невпроворот, помогала смотреть младших детей. В семье было их пятеро.

До мелиорации в реке Вынья водились огромнейшие щуки. А еще все женщины деревни Мысли ходили стирать белье к чистой воде, при этом у каждой семьи была протоптана своя тропинка к речушке. Никто никому в Мыслях не мешал. По ходу беседы у Елены Владимировны появляются слезы, эмоции захлестывают — конечно, здесь как миг пролетели ее молодые и зрелые годы.

— Сколько помню, всю жизнь здесь были Мысли! Раздолье, красиво, правда? Это Богом любимое место и лучшее на земле — ну и не только для меня, — поглядывает на зятя-агронома Виктора и дочь Галину. — Хоть у них в Копыле есть дом, в Мыслях они открыли фермерское дело: выращивают картофель, свеклу, капусту, морковь…

«Сколько помню, всю жизнь здесь были Мысли! Раздолье, красиво, правда?»

Галина, чтобы пожилая мама не очень расчувствовалась и не подняла себе давление, переключается, вспоминая веселый момент знакомства с Виктором и рассказывая о своей семье:

— Работала продавцом лет с 19 в сельском магазине. Однажды зашел Витя что-то купить, говорит: «Угостись конфетами!» Смотрю — а это «Черемушки», мои любимые! Так вот этими «Черемушками» он и покорил мое девичье сердце. Сыну нашему Илье уже 21 год, В Мыслях вырос, все от А до Я знает в сельском хозяйстве, машинах и технике, немудрено — с трех лет трактор водит... Сейчас вот учится в Гродно на агронома. У него глубокие познания. Преподаватели даже говорят: «Можешь практические занятия у сверстников проводить по многим предметам. И чему тебя учить?» Радует парень всех нас!

А Елена Владимировна как только немного успокоилась, искренне начала хвалить вообще всех: Галину, зятя, внука.

— На стену посмотрите: Президент дал грамоту Виктору ко Дню работников сельского хозяйства за добросовестную работу. Занялись вот недавно еще и клубникой. Места здесь такие — загляденье! А внук сказал, что будет дело родителей продолжать, — гордо заявляет она.

Милый сердцу уголок

Елена Иодко с переписчицей Яной Колыхан-Неведомской.
В дверь хаты Иодко кто-то стучит. Вот это гостья! С толстой сумкой на ремне и в форме заходит уроженка соседней деревни Душево Яна Колыхан-Неведомская  переписывать пенсионерку как жительницу Мыслей. Женщина прекрасно знает всех в округе, оказывается, она трудится сейчас в сельсовете переписчиком. Пока неспешно заполняются графы в переписном листе, Елена Владимировна с дочкой с удовольствием рассказывают о других примечательных событиях в Мыслях.

Любопытно, что в войну сюда даже немцы не заходили, их попытка обернулась неудачей. Местность здесь холмистая, заболоченная — вот и завязли оккупанты в болоте: не дойдя до Мыслей, развернулись обратно. В километре от деревни на юго-востоке, а если быть точнее, на правом берегу реки Вынья в урочище среди поля  находится древнее городище, с трех сторон укрепленное валом и рвом, датированное I—IV тысячелетиями н.э.

Археологические экспедиции здесь под руководством М.Гурина в конце 1970–1980-х годов дали сведения о том, что городище относится к культуре штрихованной керамики. Кстати, в Копыльском краеведческом музее целый стенд посвящен древним находкам железного века под Мыслями. Это бронзолеты, наконечники стрел, ножи, ритуальные фигурки, фрагменты лепных горшков.

Есть у этой местности и природные обереги. Недалеко от Мыслей в Кудиновичах находится уникальный камень-следовик размером три на четыре метра с лункой, где собирается вода. Поговаривают, что водичка эта имеет целебные свойства и лечит глазные болезни. Около камня возвели в 1870 году храм, однако разрушения в эпоху идейных революций не обошли и его стороной. Силами прихожан и неравнодушных людей в 2002 году святыню восстановили, назвав ее церковью Нерукотворного Образа Христа Спасителя.

К камню, говорят, по-прежнему не зарастает народная тропа, люди регулярно возлагают живые цветы. Неподалеку есть еще один валун — с интересным отпечатком стопы Богородицы. Равно силе верования можно получить здесь исцеление или как минимум заряд положительной энергии. Каждый для себя выбирает, причислять ли эти глыбы к святыням, однако на один камень с лункой есть официальные паспорт и охранное свидетельство памятника природы местного значения под названием «Святой камень». Председатель Потейковского сельсовета Сергей Цвирко в доказательство показывает мне этот документ.

А во дворе Мыслей тем временем кипит привычная осенняя работа — картофель надо собрать по сеткам и отправить в путь, чтобы все горожане-покупатели были спокойны и сделали запасы на зиму впрок. Сам Виктор Витольдович, провожая нас, одновременно хлопочет по хозяйству и делится напоследок своими добрыми мыслями:

— Хоть мы вдали от цивилизации, но круглый год подпитываем ее продовольствием. Бывает, наработаешься, поездишь по разным делам, вернешься в Мысли вымотанным, уставшим… В один из таких моментов у меня как-то даже строчка родилась, от которой опять захотелось дышать полной грудью: «Людьми забытый уголок, но Богом не забытый, покуда теплится дымок, то, значит, жизнь еще идет...»

shimuk@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter