Сила из паутины

Китай если и не самая охваченная интернетом страна в мире, то один из лидеров по общему количеству пользователей...

Китай если и не самая охваченная интернетом страна в мире (доступ во всемирную сеть есть у 42% населения), то один из лидеров по общему количеству пользователей. В прошлом году их число достигло 564 миллионов.


Знаменитый режиссер Чэнь Кайгэ недавно снял камерную ленту «Розыск». Ее тема удивила и специалистов, и поклонников эпических картин мастера. «Розыск» посвящен истории девушки, которая не уступила в общественном транспорте место пожилому человеку. Эту сцену кто–то снял на мобильный телефон, выложил в интернет, пользователи очень быстро разузнали о девушке буквально все (о китайских «охотниках за плотью» наша газета писала) — началась травля. Не выдержав ее, девушка покончила с собой. Не знаю, как в Беларуси, но в Китае интернет–насилие — данность. «Из–за того, что в условиях интернета люди не обязаны отвечать за последствия своих слов и поступков, — говорит эксперт Юань Лиюнь, — многие перестали сдерживать себя, считая, что их никто не будет наказывать на этом «свободном рынке мнений», и так появился ряд фактов интернет–насилия».


Как выяснилось, персональная информация может быть в интернете таким же предметом торга, как и вещи в магазинах. В прошлом году это стало неприятным открытием для почти 257 млн. пользователей «всемирной паутины», чья личная информация стала предметом купли–продажи. Их мобильные телефоны звонили беспрерывно — вежливые голоса предлагали купить то дом, то косметику, то машину. Но сейчас все должно измениться.


В декабре 2012 года китайский парламент принял закон — «Решения об усилении защиты информации в интернете», который стал первым в Китае документом, регламентирующим безопасность персональной информации. Журналист Чун Яту говорит: «Решения» обеспечивают безопасность информации о частных и юридических лицах, определяют режим управления личной информацией в интернете, устанавливают обязанности и ответственность провайдеров и предоставляют правительству необходимое право на управление и контроль».


Спам теперь поставлен вне закона (на тех, кто его продолжает рассылать, можно смело подавать в суд), а любители дискутировать больше не обезличены — они должны регистрироваться под настоящими именами, хотя в самих дискуссиях, как и раньше, могут выступать под никами. Однако, говорят эксперты, необходимость регистрироваться под реальным именем остроту политических интернет–диспутов может охладить. Журналист Чун Яту подтверждает: «Китайские СМИ описывали не единичные случаи, когда люди, изобличавшие взяточников через интернет с использованием своих настоящих имен, подвергались нападкам, и это не может не настораживать». Эксперты посоветовали учредить отдельный народный орган, который будет контролировать реализацию «системы реальных имен» и отвечать за безопасность китайской сети. «В процессе проведения «Решений» в жизнь, — добавляет Чун Яту, — правительству предстоит решить важный вопрос о балансе отношений между повышением безопасности информации и сохранением права граждан на свободу слова».


Профессор Китайского университета политологии Жуань Цилинь признает, что правительство и без регистрации под настоящим именем имеет технические возможности установить имя участника любой интернет–дискуссии: «На самом деле, если правительство действительно захочет осуществлять контроль над интернетом, то оно и без внедрения системы реальных имен легко сможет найти источник соответствующей информации».


У правительства в отношении интернета вообще много технических возможностей. Например, в Китае заблокированы такие популярные во всем мире платформы, как Facebook, Twitter и Youtube. Это, правда, не лишило местных жителей возможности общаться: у всех означенных платформ появились китайские аналоги — весьма популярные и приносящие многомиллионную прибыль. На мой взгляд (такая точка зрения будет не самой популярной, но все же рискну ее высказать), это связано не только (а может быть, и не столько) с желанием контролировать общение своих граждан, но и с чисто коммерческими интересами: китайцы предпочитают не выпускать финансовые потоки за границу. Основатель Facebook Марк Цукерберг (женатый, кстати, на этнической китаянке) зачастил в Поднебесную с визитами — очень заинтересован, чтобы его сайт стал здесь доступным. Но местные власти ставят множество условий, на которые, весьма вероятно, Цукерберг со временем согласится.


Все иностранные порталы (особенно поисковые), желающие работать в Китае, подписывают «добровольное» согласие на фильтрацию поисковых запросов. Это означает, что любые запросы, которые правительство признает «чувствительными», остаются без ответов. Если иностранные владельцы сайта с такой постановкой вопроса не соглашаются, китайский рынок для них автоматически закрывается. Немногие могут себе позволить остаться вне такого огромного рынка — поэтому и играют по местным правилам. В свое время компания Google активно сопротивлялась необходимости фильтрации — и на какое–то время ей пришлось практически уйти с китайского рынка. Но, полистав бухгалтерские книги, она все же согласилась на фильтрацию. Коммерческий успех важнее свободы слова, сколько бы нас ни убеждали в обратном.


Впрочем, китайцы, которые хотят общаться с миром и читать «запретные» новости, научились эффективно обходить запреты. На электронных рынках и в интернет–магазинах можно легко купить специальные программы, которые обходят все фильтры. Буквально 65 долларов в год — и вы легко пользуетесь Facebook, Twitter и всем остальным официально запрещенным. Без всяких проблем и — что особенно важно — без последствий.


Одна из вещей, которые мне реально в китайском интернете нравятся, и я была бы рада, если бы такое было в Беларуси, — взаимодействие органов государственного управления с общественным мнением. К мнению народа прислушиваются, есть немало случаев, когда законы не принимали, если интернет–мнение было категорически против. Рассказывает журналистка Ван Фан, подробно изучавшая эту тему: «У нас во всех органах управления есть специальные структуры, которые отслеживают в интернете тенденции развития общественного мнения и своевременно докладывают руководству информацию и соображения, касающиеся этого региона. Провинциальные и городские руководители ежедневно получают доклады с обобщенной информацией, поступившей из интернета, знакомятся с актуальными проблемами, затрагивающими интересы населения, и в соответствии с желаниями и требованиями граждан регулируют и совершенствуют политику правительства».


Не так давно в Китае вышло очередное издание «Словаря партийного строительства», в который вошло новое словосочетание — «борьба с коррупцией с использованием интернета». За последние несколько лет более сотни чиновников потеряли свои должности из–за разоблачений в интернете («СБ» писала об этом). Власти проводят проверки по каждому сигналу — такой поистине народный контроль оказывается весьма действенным, и с такими контролерами практически невозможно договориться. Так что интернет в Китае — реальная сила.


Китайский интернет в цифрах:


564 млн. — количество китайских интернет–пользователей


2,5 млн. — количество веб–сайтов, зарегистрированных в Китае


123 млрд. — количество китайских веб–страниц


257 млн. — количество пользователей, считающих себя жертвами интернета


20,5 часа — в среднем проводит китайский интернет–пользователь в сети в неделю


202 млн. — количество пользователей микроблогов в Китае


www.pleska.info

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter