Сила инициативы

Светлана Герасимович: Работа в Советах депутатов – дело творческое

О роли органов местного управления и самоуправления в решении задач жизнеобеспечения, благоустройства и наведения порядка в населенных пунктах рассуждает председатель Минского областного Совета депутатов Светлана Герасимович

Современный этап развития белорусской государственности подразумевает повышение эффективности местного управления и самоуправления. Этому способствовало принятие Закона от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», который дает возможность развивать процесс укрепления местной власти, содействует ее эффективной работе с населением. Но многое здесь зависит и от депутатской инициативы, от стремления народных избранников помочь человеку. С этим согласна председатель Минского областного Совета депутатов Светлана Герасимович, которая второй созыв подряд ведет депутатский корпус в гущу повседневных проблем жителей области.

— Светлана Михайловна, в Советах, будь то сельского, поселкового, базового и даже областного уровней, работают люди на безвозмездной основе, как говорится, по зову сердца. При этом делается ими немало. Как удается облсовету и вам лично собирать воедино и направлять их деятельность на общественное благо?

— О некоторых нюансах будем говорить позже, но всем известно, и я тоже так считаю, что в депутаты, как правило, идут представители избирателей, у которых есть призвание к общественным делам. Потому что, какую бы должность человек ни занимал, но если у него нет желания работать с людьми, ничего не получится.

У нас же в областном Совете треть депутатов избраны повторно, есть и такие, кому избиратели доверяют представлять их интересы в третий и даже четвертый созыв, что уже само по себе ставит оценку их делам. И наивысшую «плату» за свои труды они видят в обычном «спасибо» от людей, выдвинувших их в Совет. И вот свежая, довольно красноречивая иллюстрация сказанному: недавно из Жодино пришло письмо от инвалида первой группы, в котором он просил поблагодарить публично, обязательно на сессии облсовета, своего депутата Людмилу Курбанову за внимание, заботу, которые она проявляет к их семье. И я с удовольствием это сделала.

— Пусть и редко, но иногда доводится слышать, что, дескать, у Советов не очень много полномочий, совсем нет ресурсов, чтобы достойно отозваться на просьбу избирателей. Насколько я информирован, вы в столичной области работаете в тесном взаимодействии с исполнительной властью, не делите сферы полномочий, а следовательно, и средства при решении общих задач жизнеобеспечения населения.

— Конечно, это вполне естественно. Рассматривая какой-либо вопрос в комиссиях, на президиуме Совета, мы приглашаем руководителя или представителя профильной структуры облисполкома, изучаем проблемы и возможности их разрешения вместе. Например, обсуждая тему развития личных подсобных хозяйств, мы не могли обойтись без участия комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома. В подготовке иных вопросов и решений по ним участвуют областные финансисты, работники соцзащиты, управления образования. Особенно много совместных дел связывает наш актив с представителями ЖКХ, комитета экологии и природных ресурсов.

Показательно, что руководством облисполкома принято решение о передаче улиц в агрогородках на баланс служб ЖКХ, а в остальных деревнях – на обслуживание предприятий облдорстроя. Не скажу, что там все в одночасье закипело, но привязка объектов к конкретному хозяину уже многое значит и многое ставит на свои места. Кстати, в местные бюджеты мы закладываем средства, чтобы большинство вопросов благоустройства разрешалось не самотугом, а профессионально, соответствующими специалистами.

— Можно ли утверждать, что в столичной области и на районном уровне имеет место тесное взаимодействие представительной и исполнительной власти, они совместно несут ответственность за выполнение программ пятилетки, наказов избирателей?

— Иначе и быть не может, ведь мы решаем общие задачи. И формы работы у нас порой единые, и мероприятия общие. Буквально недавно депутаты всех уровней, к примеру, приняли активное участие в проводимой Неделе матери, вместе с работниками социальных служб, других госорганов побывали на встречах, на чествовании матерей.

Аналогично действует актив Советов и при взаимодействии с исполкомами по другим направлениям работы. В качестве такого примера можно выделить Любанский район, председателя райсовета депутатов Олега Головчица. Вместе с председателем райисполкома Василием Акуличем они много сделали по наведению порядка на земле, сносу пустующих домов, организации закупа молока у населения.

Настойчиво и конкретно работает с людьми председатель Солигорского райсовета Лидия Клишевич, которая уже в третий раз избирается на эту должность. Порядок в городе, на дворовых территориях – это и ее заслуга. Теперь взялись за неиспользуемые приусадебные участки в сельской местности. По согласованию с председателем райисполкома Александром Рымашевским каждому сельсовету выделяется трактор и топливо, земля запахивается, засевается травой.

В такой же деловой манере ведут себя председатели Пуховичского и Копыльского райсоветов депутатов Юрий Шаповалов и Мария Сандрозд.

— Опыт Минщины в решении вопросов жизнеобеспечения людей, выполнении государственных стандартов, благоустройства стал уже известен. Знаю, недавно вас посещала делегация из Ленинградской области, в составе которой были представители Законодательного собрания, ветеранских, молодежных организаций. Что их интересовало и чем их можно было удивить?

— На основании действующего соглашения наших ленинградских друзей интересовало многое, в том числе и работа органов местного управления и самоуправления, социальная защита населения, жизнь людей во всех проявлениях. Мы побывали с ними в нескольких сельсоветах в Молодечненском, Логойском районах. Их оценка политики белорусского государства, депутатской деятельности была самой высокой. Они удивлялись нашему порядку в поселках и деревнях, восторгались чистотой, ухоженностью улиц. В Чисти, Красном, Логойске – везде гости не остались равнодушными к сделанному, к облику этих и других селений.

Благодарные отзывы мы услышали об отношении к памятникам воинской доблести, мемориалам «Хатынь», «Курган Славы», где побывала делегация. Особое впечатление произвела «Линия Сталина», ведь подобного комплекса ни­где на постсоветском пространстве нет. Подкупает наших коллег также социальное обеспечение ветеранов, строительство жилья в агрогородках, возможность молодой семье получить добротный коттедж.

— Недавно по инициативе Президента в стране проведен трехэтапный мониторинг работы власти с обращениями граждан. Советам также отведено не последнее место в этом процессе. Как вы расцениваете их роль, их влияние на ситуацию?

— Первейшая инстанция, куда идут люди со своими болячками, бедами, — это сельский или поселковый Совет. И, конечно, здесь никто не вправе отмахнуться от их вопросов, их просьб. И большинство проблем местного значения там решается. Через Совет, через его председателя проще выйти также на районную службу, в чьей компетенции находится то или иное решение. Но тут многое зависит и от настойчивости, ответственности того же председателя.

В последние выборы из 281 председателя сельских и поселковых Советов сменилась треть. Пришли руководители, которых надо было учить работе с людьми. Мы требуем, чтобы и на местном уровне население было правильно информировано о возможном разрешении того или иного вопроса, чтобы не допустить заведомого обмана: лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Чтобы в Советах, крупных деревнях были информационные стенды с телефонами коммунальных, социальных, неотложных служб. Чтобы и здесь действовал принцип «одного окна», который, кстати, с низового уровня и начал зарождаться.

— Светлана Михайловна, вы второй созыв в настоящей должности. Как сами можете оценить свою работу тогда и теперь, насколько она продуктивна, эффективна?

— Оценивать себя самой было бы некорректно. Очевидно одно: работа в Советах – дело творческое. И здесь ее результат не измеришь в тоннах или центнерах, хотя влияние на производство, экономику, социальную политику депутатского корпуса велико.

Поэтому видеть себя удовлетворенной некими итогами и в минувшем созыве, и теперь невозможно хотя бы потому, что этот процесс бесконечный. То, что было похвально вчера, сегодня уже рядовое событие. Но мы общаемся через совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики с коллегами из других областей и можем говорить, что наши наработки по многим позициям находят у них отклик. За прошлый созыв, например, по линии Академии управления при Президенте Республики Беларусь в области было проведено 14 семинаров, с нашей работой знакомились кадры различного уровня. В этом году вновь избранные председатели райсоветов Витебской области проходили стажировку в Солигорском районе, несколько ранее опыт органов местного управления и самоуправления изучался на примере Молодечненского и Вилейского районов, обобщен в брошюре.

Мы внедрили в практику такие формы работы, как дни депутата, выездные сессии облсовета, а в первичном звене ввели планерки при председателе сельского Совета работающих там должностных лиц. «Расшевеливаем» всех, кто призван служить людям. Иначе нельзя, наша область центральная, на виду у всей республики, нас видят лучше, чем других. И негоже, если у кого-то будет повод упрекнуть нас в нехватке достойного позитива. Тем более когда он есть и в производстве, и в повышении качества жизни, и в воспитании людей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter