Сигнал для инвесторов. Беларусь упрощает условия ведения бизнеса.

Два года назад Президент страны Александр Лукашенко поставил правительству задачу – войти в топ-тридцатку государств с наиболее благоприятным бизнес-климатом. Скептики называли этот план невыполнимым.

Два года назад Президент страны Александр Лукашенко поставил правительству задачу – войти в топ-тридцатку государств с наиболее благоприятным бизнес-климатом. Скептики называли этот план невыполнимым.

Мол, разве можно всерьез рассчитывать на его реализацию, находясь на малопочетном 115-м месте рейтинга. Проще, наверное, выиграть чемпионат мира по футболу. Тем не менее за короткое время Беларусь поднялась до 58-й строчки, быстрее стран-соседей прошла переходный этап и по многим показателям приближается к государствам с устойчивой рыночной экономикой. Польша, например, занимает в рейтинге 72-е, Россия – 120-е, Украина – 142-е место.
Однако участие Беларуси в рейтинге – это все же не формальная гонка за почетным местом и дополнительными баллами, пояснил вице-премьер Андрей Кобяков. Главное – развитие предпринимательства в стране и привлечение в экономику Беларуси иностранных инвестиций. А бизнесменам всегда нужны дополнительные гарантии того, что их права и интересы в стране не будут ущемлены.
Наиболее ощутимые результаты по улучшению рейтинга достигнуты Беларусью по пяти из десяти показателей отчета Всемирного банка: регистрация предприятий, регистрация собственности, обеспечение исполнения контрактов, наем рабочей силы, получение разрешений на строительство. А вот по налогообложению предстоит сделать еще очень многое. Несмотря на то что Беларусь в последнее время провела активные реформы, отказавшись от 26 налогов и снизив в целом налоговое бремя почти на пять процентов, рейтинг страны по этому показателю все еще один из самых низких в мире. Экономисты видят несколько причин этого. Во-первых,  отмена большого числа налогов не сопровождается значительным сокращением налоговой нагрузки. Во-вторых, отмена налогов проводится одновременно с оптимизацией бюджетных расходов, которые невозможно сократить слишком быстро. К тому же все прошлогодние упрощения налогообложения, введенные в Беларуси с 2010 года, будут учтены только в следующем году.
Ряд дополнительных мероприятий по упрощению и оптимизации налоговой системы планируется реализовать уже в этом году. В целом же, по мнению Андрея Кобякова, неплохим результатом можно будет считать достижение Беларусью рейтинга по налогообложению не ниже 70-го места. Ведущие европейские государства с развитой системой соцзащиты в рейтинге Всемирного банка по условиям налогообложения находятся примерно на этом же уровне. Скажем, Германия занимает 71-е место.
Еще одно направление, которое требует особого внимания, касается защиты инвесторов. Белорусское правительство планирует в этом году привлечь в основной капитал около 2,7 миллиарда долларов иностранных инвестиций. Задача вполне достижимая: Беларусь может предложить инвесторам довольно обширный внутренний рынок, привилегированное географическое положение, развитую транспортную инфраструктуру и квалифицированную рабочую силу. Предприниматели – местные и иностранные – соглашаются, что правительственные реформы за последние два года снизили законодательное и административное бремя, возлагаемое на бизнес.
С участием экспертов Всемирного банка подготовлены изменения и дополнения в закон о хозяйственных обществах, который сейчас находится на подписи у Президента. Разработчики законопроекта рассчитывают, что принятие данного нормативного акта позволит Беларуси совершить рывок во второй-третий десяток стран мирового рейтинга с наиболее привлекательными условиями по защите инвестиций с нынешнего 109-го места.
Консультации о направлениях структурных реформ, которые могут быть положены в основу новой программы в случае официального запроса белорусской стороны, белорусские власти продолжают и с Международным валютным фондом. Программа МВФ stand-by, поддержанная кредитом на сумму 3,6 миллиарда долларов, действовала в Беларуси с января 2009 года по март 2010 года. Комментируя ход нынешних консультаций, постоянный представитель МВФ в Беларуси Наталия Колядина отметила: «Мы хотим знать, что власти собираются сделать в следующем году и в течение ближайших пяти лет. Нам важно понять эти планы, поэтому мы пока больше слушаем, чем говорим». При этом МВФ параллельно также «прислушивается к планам Всемирного банка относительно структурных преобразований в Беларуси» – так цитируют представителя МВФ информационные агентства. В качестве основных обсуждаемых направлений реформирования экономики Беларуси Наталья Колядина выделила приватизацию, либерализацию ценообразования и рынка труда. Очень важным вопросом, по ее словам, является создание специализированного финансового агентства для финансирования госпрограмм.
По мнению международных экспертов, готовящийся проект директивы Президента Беларуси о либерализации экономики свидетельствует о намерении властей продолжать реформы. Поэтому главным вопросом здесь остаются механизмы, скорость и глубина преобразований.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter