Сибирь покорял Ермак и... белорусы

Не исключено, что основателем форпоста в Красноярске был выходец из Беларуси Наталья Александрович, директор филиала Красноярского краеведческого музея, историк, председатель краевой культурно-национальной автономии “Беларусь”, считает, что белорусы впервые попали в Сибирь во время ее освоения.

— Тема моей научной работы — история белорусской диаспоры в Красноярском крае, — рассказывает Наталья Юрьевна. Главное — хотелось напомнить людям о корнях. Согласно последней переписи, в крае живет 19 тысяч белорусов. Но не надо забывать, что прабабушки и прадедушки многих приехали сюда еще в ходе столыпинской реформы, столетие которой мы сейчас отмечаем. Их потомки обрусели и стали записывать себя русскими. Поэтому, по сути, эту цифру смело можно умножать на десять. Кстати, родня моей мамы оказалась здесь именно во времена столыпинской реформы. А родителей отца судьба забросила в Сибирь намного позже — перед началом Великой Отечественной войны.
Сама я родилась и выросла в Красноярске, но каждый день, по любому поводу близкие мне не уставали напоминать, что я — белоруска. То же самое я сейчас говорю своей дочери. Мне непонятно, когда соотечественники твердят: да какая разница — белорусы мы или русские? Конечно, два этих славянских народа очень близки, мы похожи друг на друга. И все-таки откуда ты и кто ты — не стоит забывать. Наша национальная автономия “Беларусь” создана в крае в ряду подобных обществ одной из последних. Потому что объединяться, к сожалению, мы умеем не очень хорошо.
— Первые белорусы в крае появились как раз с легкой руки Петра Столыпина?
— Нет, гораздо раньше. Не исключено, что основатель форпоста в Красноярске Андрей Дубенский был белорусом. Во всех летописях он значится как литвин, то есть выходец из Великого княжества Литовского. А большую часть княжества тогда, в ХVII веке, занимала территория Беларуси, и вся документация велась на белорусском языке. В освоении Сибири литвины принимали участие, но, конечно, их было немного. О какой-то массовости речь не шла и в ХVIII веке. Первое значимое появление белорусов здесь связано с национально-освободительным восстанием Кастуся Калиновского в 1863 году на территории современной Польши и Беларуси, там все очень тесно переплетено. Тогда не только польскую, но и белорусскую шляхту ссылали в Енисейскую губернию, особенно часто — в Канский уезд.
В конце ХIХ века в России остро назрел вопрос о проведении аграрной реформы. Надо было осваивать незаселенные районы Сибири и таким образом исправлять ситуацию в центре империи. Началось переселение крестьян из Северо-Западного края — это была предтеча столыпинской реформы. А в регион входили и Литва, и Беларусь. (Николаю I категорически не нравились эти названия, поскольку земли были спорными и территорию предпочитали именовать Северо-Западным краем.) Крестьяне оттуда двинулись на Енисей. Отчасти уже была построена железная дорога, а там, куда магистраль еще не добралась, переселенцев ждали обозы.
Следом начиная с 1906 года и вплоть до первой мировой войны новый массовый поток крестьян вновь отправился в Сибирь — по предложению премьер-министра Столыпина. Белорусы расселились у нас очень широко, практически во всех районах края. Приезжали целыми деревнями. Они умели работать и хотели хорошо жить, хозяйства были молодыми и крепкими. Поэтому позже именно эти люди в первую очередь попали под раскулачивание. Сейчас белорусские деревни сплошь значатся русскими. Посмотрела перепись и даже обидно стало: в Юрьевке, Березовке, других населенных пунктах формально не осталось ни одного моего соотечественника.
— Зато, надо полагать, в период борьбы с кулаками в край прибило новую волну вынужденных переселенцев.
— Раскулаченных белорусов сюда присылали мало. Их ссылали на Урал, в соседний Новосибирск. В край попало очень много раскулаченных украинцев.
Ну, а потом у нас здесь началась эпоха больших строек. Очень крупный набор уволенных в запас пограничников с западных границ прибыл на строительство алюминиевого завода. Приезжали и просто молодые люди — для них это была возможность заработать, устроиться в жизни. Белорусы помогали возводить и Красноярскую ГЭС.
— Наталья Юрьевна, чем занимается автономия “Беларусь”?
— К сожалению, наша историческая родина не в силах нам помогать так, как поддерживаются другие национальные объединения, например, греков, немцев, финнов, поляков. Там работают специальные программы помощи соотечественникам, открываются целые школы, создаются фольклорные ансамбли. Мы этого себе позволить не можем и занимаемся культурно-просветительской деятельностью.
Издаем газету “Калi ласка”, что значит “Добро пожаловать”. Развозим ее по деревням, рассказываем о земляках, которые сделали что-то важное, неординарное. А таких замечательных людей у нас много. Например Валентина Михайловна Ложкина из Тюхтета, бывшая учительница. Она ушла на пенсию и создала в поселке свой музей. Собирает материалы об односельчанах: как они жили, работали, воевали. Ей помогают другие жители. Власти выделили небольшое помещение, но все экспонаты — ее рук дело, если бы не она, не было бы этого по-настоящему народного музея.
Благодаря кандидату исторических наук Василию Константиновичу Масанскому у нас родилась интересная идея — создать народную энциклопедию. В подобных изданиях обычно представлены важные персоны — начиная с губернатора и заканчивая директором какой-то фирмы. Мы же ищем, публикуем материалы о простых людях, выходцах из Беларуси, живущих на этой земле. Василий Константинович начал со своей родной деревни Минушки в Ирбейском районе. Люди рассказали ему о себе и о событиях, происходивших в стране — Первой мировой войне, Великой Отечественной, о создании колхозов... Они рассказывали о своих отцах и матерях, близких, друзьях, и это получились замечательные очерки. Потом мы стали собирать такие воспоминания в других местах. А затем наши соотечественники начали сами присылать нам свои записи. На днях первый том народной энциклопедии выйдет в свет.
— На какие средства она издается?
— Да на наши собственные — просто “скинулись”. В октябре пройдут Дни Беларуси в Красноярском крае, и мы устроим презентацию энциклопедии. Небольшую сумму для проведения Дней выделила администрация края, за что ей большое спасибо. Но самое печальное, что “Беларусь” сейчас выселяют из культурно-исторического центра, где автономия располагалась, досиживаем последние дни. Что ж, будем собираться на квартирах. Кстати, приходят к нам не только белорусы, но и представители других национальностей — те, кому наша родина близка. Кто-то в Беларуси жил, у кого-то остались родственники и друзья. Мы открыты для всех.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter