Шведские уроки

(Окончание. Начало в № 15—17)

(Окончание. Начало в № 15—17)

Все организации, участвующие в процессе товародвижения, – некоммерческие, не преследующие целью получение прибыли. Их юридический статус можно сравнить со статусом учреждения, финансируемого собственником, который имеется в белорусском гражданском праве, с той особенностью, что они при этом не имеют собственных счетов в банке. Денежными средствами распоряжается только финансовый департамент «KF» в рамках утвержденных регламентов работы с различными типами входящих в «KF» организаций. При такой системе каждый наемный работник обременен только узким спектром своих профессиональных обязанностей, что позволяет ему сосредоточиться на их наилучшем выполнении. Организация в целом от этого только выигрывает, поскольку устраняется дублирование входящих-исходящих операций между сотрудниками, отделами и предприятиями, входящими в «KF».

Подобная организация работы технически возможна благодаря использованию линейки разнообразных программных продуктов фирмы SAP, позволяющей автоматизировать управление потоками ресурсов, главное место среди которых занимает ERP3-система.

Вместе с тем следует отметить, что в «KF» используются программные продукты различных фирм – мировых лидеров в области автоматизации розничных, складских и логистических процессов. Программные продукты интегрированы между собой под управлением ERP фирмы SAP. Это интересный опыт, который полезно использовать Белкоопсоюзу, – делать ставку на мирового лидера в выборе программного обеспечения.

Значительный интерес представляет система дистрибьюции (распределения между магазинами) товаров, представленная дистрибьютерскими центрами. Их юридическая форма – некоммерческие организации. Это означает, что дистрибьютерские центры не нацелены на зарабатывание прибыли и не имеют расчетных счетов в банке. Дистрибьютерская система – сердце розничной сети шведского кооперативного союза. Шведы эксплуатируют 9 дистрибьютерских центров, расположенных главным образом в наиболее населенной центральной и южной части Швеции. Радиус обслуживания магазинов – от 30—50 до 300 км.

Расчеты с поставщиками, как и большинство других финансовых операций (начисление и перечисление на банковские карточки заработной платы работникам и т.д.), идут в полуавтоматическом режиме через финансовый департамент кооперативного союза. Высочайший уровень автоматизации деловых и административных процедур позволяет минимизировать затраты рабочего времени, а также непроизводительные расходы и потери.

Например, в дистрибьютерском центре «Бро» (к слову, один из крупнейших в Западной Европе, в эквиваленте его площадь равна 16 футбольным полям) работают только 3 бухгалтера.

Дистрибьютерский центр «Бро» (Бро – это название одноименного населенного пункта) находится в 40 км к северо-западу от Стокгольма. Его полезная площадь — около 130 000 кв. м, имеется 198 погрузочно-разгрузочных рамп с регулируемой высотой загрузочной платформы. На складе, кроме того, оборудована железнодорожная платформа, к которой подаются вагоны с товаром. В ДЦ работает 570 единиц погрузочно-разгрузочного оборудования. Персонал – 800 человек, работающих в три смены (5.00—12.30, 7.00—16.00, 12.30—20.00).

ДЦ занимается обработкой продтоваров, за исключением скоропортящихся (молочные продукты, фрукты, овощи, мясо и др.), непродтоваров, а также сопутствующих товаров для магазинов на автозаправочных станциях.

Высота стеллажей – 9 метров. Стеллажи состоят из ячеек для хранения паллет с товарами. Каждая ячейка имеет свой адрес, обозначенный на стеллаже соответствующей надписью. Эти адреса хранятся в памяти компьютера. Высота ячеек — 1,5 метра.

Ежедневно в ДЦ прибывает около 300 грузовых автомобилей с товаром от поставщиков, привозящих около 3000 паллет, и один вагон, привозящий около 50 паллет. Кроме того, на контейнерную площадку поступает около 4000 морских контейнеров в год (около 11 в день).

На доставке товаров в магазины задействовано около 300 автомобилей. Один грузовик обслуживает от 1 до 9 магазинов. Частота завоза товаров: в гипермаркеты КООП ФОРУМ – 1 раз в день, в остальные магазины – 2 раза в неделю.

240 автомобилей из указанного выше количества арендуются у транспортных компаний, а 60 – собственные. Используются только большегрузные автомобили, большая часть из которых, кроме того, имеют прицеп. Количество паллет в грузовиках: маленький – 19; большой – 27; большой с прицепом – 90. Время загрузки грузовика – 15—30 минут.

В «Бро» хранится около 110 000 паллет с товаром одновременно. Средний вес паллеты с товаром — около 350 кг.

В ДЦ используется WMS4 фирмы INFOR. Ее использование позволяет обеспечить следующие параметры работы: 97 % товаров, заказываемых магазинами, всегда имеется в наличии на складах; 98 % заказанных товаров, как ДЦ у поставщиков, так и магазинами у ДЦ, доставляются точно в срок (день и время); 99,8 % — точность подборки заказов для магазинов (имеется в виду точность соответствия номенклатуры доставленного товара сделанному заказу).

Отопление здания от центральной котельной. Особенность состоит в том, что наряду с мазутом для отопления используются пришедшие в негодность деревянные паллеты. По подсчетам шведов, экономия топлива от подобной замены составила за 2008 год около 520 тонн в пересчете на мазут.

В ДЦ смонтирована линия для прессовки макулатуры и пластиковых отходов, собираемых в магазинах. В 2007 году спрессовано 5000 тонн макулатуры и 420 тонн пластика. Кроме того, работает автоматизированная линия для проверки пригодности паллет.

Заработная плата рабочих склада — около 110—150 крон в час, 167 рабочих часов в месяц. Это одна из наименее оплачиваемых работ.

40 % рабочих ДЦ – эмигранты.

Как уже упоминалось, ДЦ – некоммерческая организация. Его затраты (включая плановые накопления для ремонтов и др.) распределяются на магазины, которые он обеспечивает. Принцип распределения достаточно прост: постоянные затраты делятся между магазинами пропорционально количеству отгрузочных линий, задействовавшихся для отгрузки товара в течение месяца, переменные затраты (например, стоимость доставки) относятся на магазин по факту. При этом достигается следующий главный результат: чем больше товаров берет магазин из ДЦ, тем меньше его расходы в расчете на единицу товара. Поэтому магазины (и не только кооперативные) заинтересованы работать с ДЦ. Такие же принципы работы было бы полезно внедрить в белорусской потребительской кооперации. Возможно, это помогло бы создать стимулы для укрепления связей наших оптовых баз и розничной торговли.

Технология работы ДЦ постоянно совершенствуется. Основная цель технологического обновления – минимизация количества операций, выполняемых людьми. Например, на складах используется 57 единиц роботизированных подборщиков и штабелеров. Преимущество робота-штабелера в том, что он может работать круглосуточно с перерывом только на зарядку батарей или ремонт.

По радиоканалу такой штабелер получает задание от главного компьютера ДЦ на перемещение паллет, например, с верхних ярусов на нижние и выполняет это перемещение без участия человека, двигаясь сообразно схеме расположения стеллажей, заложенной в его памяти.

Робот-подборщик также, получив задание от головного компьютера, начинает объезд ячеек, в которых находится нужный товар, прокладывая при этом наиболее короткий маршрут. За машиной идет (или едет на роликах) человек, который укладывает нужное количество товара на паллету, установленную на вилах подборщика. Изменилось направление команд: в противоположность традиционной технологии, уже не человек дает команды (управляет) машине, а, наоборот, робот дает человеку команды. Диалог выглядит примерно так. Подъехав к нужной ячейке, робот по радио спрашивает человека:

— Готов?

— Да, — отвечает тот.

— Ячейка номер 5, десять коробок печенья «Коммунарка».

— О`кей.

После того как коробки уложены на вилы подборщика, человек говорит: «Готово».

И робот начинает движение к следующей ячейке. При этом существенно, от 20 до 50 % в сравнении с подборщиками, управляемыми людьми, экономится время подборки одной паллеты, так как роботы в отличие от людей не могут проехать мимо нужной ячейки, когда ищут ее по складу, площадь которого, напомним, равна 16 футбольным полям.

Существует еще множество интересных фактов, которые полезно знать о передовых технологиях работы кооператоров Швеции. Боюсь утомить читателя описанием деталей, интересных только лишь специалистам, но если будет такая возможность, постараюсь рассказать, как получается у шведов работать не только вообще без кредитов банков, а даже получать в распоряжение свободные финансовые ресурсы в виде авансов покупателей, как продавать товары в магазине вообще без участия продавца, как планировать ассортимент, занимаясь определенной товарной группой лишь один раз в год, как загружать на складе 20-тонный автомобиль товаром за 40 минут, включая оформление документов и т.д. Надеюсь, удастся осветить и опыт, касающийся типичных планировок магазинов, требований к строительству и многих других интересных деталей.

------------------------------

3 Аббревиатура английского выражения «Enterprise Resource Planning», в буквальном переводе означающего «Планирование ресурсов предприятия». ERP — устойчивая аббревиатура для обозначения программного обеспечения, объединяющего все ресурсы предприятия, необходимые для его работы, включая планирование заказов, финансы и пр.

4 Устойчивая аббревиатура, обозначающая компьютерные системы автоматизации складов, от английских слов «Warehouse Management System» – система управления складом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter