Швед: только сейчас мы начинаем узнавать настоящую правду о геноциде

В городе над Сожем состоялось открытие выставки "Прощайте, люди...". Факты о злодеяниях нацистов в оккупированном Гомеле", сообщает корреспондент БЕЛТА.

Фото: архив БЕЛТА

Обозначая масштаб геноцида в отношении жителей областного центра, прокурор Гомельской области Виктор Морозов отметил, что перед войной в Гомеле было 140 тысяч человек. Когда же Красная армия пришла в город, было только 20 тысяч. За последние годы было найдено немало массовых захоронений. "В предыдущие годы эти места массовых расстрелов не были обозначены. Одними из первых начались масштабные раскопки в деревне Красное – противотанковый ров, где обнаружили останки людей. Сегодня на месте противотанкового рва установлен памятный камень, а в Красненской школе размещены экспонаты с мест раскопок. В прошлом году также обнаружили ямы, где массово расстреливали горожан, в Ченковском лесу", – рассказал он.

Когда была опубликована информация о страшных находках, в интернете начали задавать вопросы, надо ли поднимать эти останки или лучше пусть покоятся в местах расстрела. "Я отвечу словами престарелого красноармейца, жителя деревни Красное. Однажды, находясь у рва, где проходили раскопки, он сказал: "Похороните нас по-человечески". И это завещание тех людей, которые лежат в тех братских могилах. Даже спустя 80 лет мы делаем эту работу", – подчеркнул прокурор области.

По его словам, удалось систематизировать архивы и находки 1940–1950-х, а также 1970–1980-х годов на территории Гомеля. "В каком бы районе ни строились, везде находили останки: троллейбусное управление на ул. Советской, автобусное на Речицком шоссе, областная прокуратура и др.", – отметил Виктор Морозов.

Кропотливая работа в архивах также продолжается. Только сейчас бывшие партийные архивы сняли гриф секретности со многих документов. Все предоставленные архивами документы помещены в тома уголовного дела по каждому району, по каждому населенному пункту.

"Более того, мы пошли дальше, и облисполком нас поддерживает, чтобы в каждой средней школе, каждой сельской школе был музей сожженной деревни. Немало населенных пунктов в Гомельской области были стерты с лица земли в годы войны. И следующий этап – обличить и привлечь к ответственности виновных. Какое бесчеловечное отношение... Ладно фашисты, но свои – односельчане – убивали детей, расстреливали, бросали в огонь. Страшная штука война. Уже установлено немало карателей. Некоторые из них благополучно умерли с генеральскими погонами в 1950–1970-е годы, некоторые живы и сейчас", – отметил прокурор области.

По всей республике прокуроры передают в местные школы экспонаты с живой памятью. "Это только начало. Мы должны создать серьезный музейный фонд, который станет обязательной частью идеологического и учебного процесса. И дети, и взрослые должны знать правду. На самом деле только сейчас мы начинаем узнавать настоящую правду. И это ужасающие открытия", – поделился Генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед.

По его словам, и сегодня невозможно до конца представить масштабы геноцида. "Около 3 миллионов человек стали жертвами геноцида. И эта цифра не окончательная. Чем больше мы работаем, тем больше ранее неизвестных мест находим. Только в прошлом году было около 300 таких мест. Это помимо того, что весь послевоенный период связан с тем, что постоянно шла работа по увековечиванию памяти и перезахоронению красноармейцев и мирных жителей. Сейчас копнули немного глубже. А наша задача – все раскопать, в прямом и переносном смыслах. Этих мест сотни. Вся наша страна – большая братская могила. Наша задача – приблизиться к тому, что было на самом деле. Пока хватит сил, будем работать в этом направлении. И Глава государства все нюансы держит на личном контроле", – заключил Андрей Швед.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter