Почему уходит мода травить анекдоты

Шутки — в сторону

«Знаю такой анекдот...» По этой фразе сегодня можно определить возраст собеседника. Ему, скорее всего, за 35. Серьезно, анекдот — слово, которое совсем скоро пополнит список архаизмов. И мне, давайте по-честному, жаль. Мое поколение не рассказывает анекдоты или шутки. Чаще можно услышать из уст сверстников смешную историю, связанную с работой, личной жизнью, повседневными перипетиями.

yandeх.ru
Когда кто-то бальзаковского возраста захватывающе рассказывает что-либо, ставит концовкой фразу «как в том старом анекдоте» и, готовый рассмеяться, вопросительно смотрит на меня, я, недоумевая, напряженно сводя брови, пытаюсь понять: вы, простите, о чем?

А в детстве все было не так. Здесь нужно уточнить — лет 13—15 назад. Тогда даже у детей была собственная коллекция анекдотов про Чебурашку и Гену, Тарзана в розовых трусах. А еще — наивные шуточки про Вовочку. Некоторые из них имели право на существование только шепотом на задней парте в классе, а родители, услышав их, прописали бы знатный подзатыльник.

Особенно притягательны были анекдоты взрослых. Думаю, грамотно использовать их в своей речи считалось хорошим тоном и в той или иной степени указывало на интеллектуальность. Во время застолий, коих в моем детстве на месяц приходилось минимум два, где собирались родня, друзья семьи, знакомые, просто соседи, наступало время травить анекдоты. Эта традиция была по-настоящему доброй. Дяди по-актерски умели рассказать самый обычный анекдот так, что тети краснели и плакали от смеха, молодежь залихватски смеялась. А на самом интересном, когда дело доходило до пикантного, детей, моих двоюродных братьев и сестер, отправляли поиграть в комнату.

Мы же, разгоряченные, времени зря не теряли. У бабушки в секции нашли книгу с разноцветными большими буквами, складывающимися в слова: «Анекдоты! Шутки! Стихи!».

«Маленький мальчик нашел пулемет, больше в деревне никто не живет», — старшая сестра читала очередной шедевр черного юмора, а мы валялись на полу, держась за животы, хохотали до потемнения в глазах. Если бы взрослые вдруг не застали эту картину и не отобрали у нас книгу, в которой, между прочим, было под триста страниц подобных стишков, кто знает, мы бы точно задохнулись от смеха!

Традиция канула невесть куда, как и застолья. И тому, и другому причиной интернет, призванный как соединять людей, так и разделять. Теперь не анекдоты рассказывают, а отправляют мемы в социальных сетях. Кстати, на журфаке уже пишут курсовые и дипломы по использованию в СМИ мемов, фотожаб и коллажей. Это не плохо и не хорошо. Это данность и издержки эпохи. 

А с другой стороны, почему большая часть анекдотов устаревает и не используется? Попробуйте рассказать анекдот про блондинку за рулем или женскую логику — мгновенно и заслуженно получите клеймо сексиста. В современном обществе так шутить не комильфо и нетактично. Скоро, прежде чем открыть рот, нужно будет подумать тысячу раз, не заденет ли твой сказ чьи-либо чувства, и на всякий случай предусмотреть политкорректность. Юмор уже давно эволюционировал. Отдать должное надо стендап-комикам, которые, несмотря на эпоху индивидуальности и самоидентификации, держатся на плаву.

И все-таки жаль миллениалам, что исчезают хорошие анекдоты. Недавно во время посиделок с друзьями начали вспоминать, а кто какие знает и помнит. И, не поверите, вспомнить удалось один, потом еще и еще, и так незаметно веселым и непринужденным стал вечер. Интересно, что бы на все это ответил Евгений Крыжановский?

malyshchyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter