Шутки в сторону!

Большая схватка «за» и «против» КВН: Чуб против Журавеля
Большая схватка «за» и «против» КВН: Чуб против Журавеля

Сегодня на «ринг» мы пригласили оппонентов заслуженных и принципиальных. Под дулом пистолета не заставишь актера Сергея Журавеля смотреть по телевизору КВН: он эту передачу не любит, не понимает и слегка раздосадован, что кавээнщикам в эфире уделяется так много драгоценного времени. Напротив, Сергей Чуб считает себя азартным игроком в КВН, он управляет белорусской Евролигой и уверен в том, что будущее театральных актеров — это кавээновские подмостки.

Чуб: На сегодняшний день в театре молодые актеры вынуждены топтаться на одном месте: ждать, пока не уйдут со сцены мэтры. А КВН — это один из самых классных способов самовыражения для молодых и талантливых. Кавээновские команды, например «Уральские пельмени», «Руден», «Уездный город», намного популярнее, чем иные театральные труппы. Кавээнщики сегодня деньги зарабатывают даже в ночных клубах, их приглашают выступать, понимаете? Я не думаю, что большое количество людей придет в клуб слушать монолог Чацкого. А кавээновские программы всегда собирают огромное количество зрителей. Я не знаю, почему наши театральные постановки не котируются на постсоветском пространстве так же, как КВН. Возможно, театральное искусство должно пересматривать свои принципиальные позиции.

Журавель: КВН — это не профессия. Я не знаю, не понимаю такой профессии — кавээнщик. Могу дать портрет типичного игрока в КВН: это человек с отвратительной дикцией, вообще с множеством дефектов... Но самое ужасное, что он косноязычно пытается шутить! И шутки его, как правило, тупые.

Чуб: Никто не запрещает театралам создать свою команду КВН и блистать на сцене отточенной дикцией и выверенными жестами. Однако ни одной актерской команды КВН пока не было и нет: КВН — это сложно для актеров. У них сектор зрения другой, зашоренный. Театральные актеры «болеют» Станиславским и Немировичем–Данченко и больше знать ничего не знают и не хотят знать. Вы посмотрите, как в повседневной жизни говорят драматические актеры: даже дома на кухне они декламируют таким академическим поставленным голосом. А кавээнщики — это более универсальные люди, они сами тексты сочиняют, режиссируют их и сами же со сцены и читают.

Журавель: А вы спросите у господина Чуба, когда он в последний раз был в театре? О чем он может судить вообще, если спектакль в последний раз смотрел еще в детстве? КВН — это самодеятельность, как бы обидно это ни звучало. И сами кавээнщики на сегодняшний день превратились в элемент шоу–бизнеса. Я вспоминаю свою молодость: мы тоже играли в КВН тогда, и это была совсем другая история, не такая коммерческая, что ли... Сейчас из кавээна полностью выхолостили дух театрального капустника, превратили студенческую игру в машину по зарабатыванию денег...

Чуб: За 45 лет игра претерпевает некоторые изменения. Это нормальная эволюция жанра. Если раньше в кавээне были выездные конкурсы, когда группе авторов давали задание сочинить текст за 10 минут, то сейчас зрителю абсолютно неважно, сколько времени игроки тратят на подготовку текста. КВН превратился в смотрибельное шоу с гениальными текстами. А импровизация из игры ушла как атавизм. Зрители хотят видеть четко поставленное шоу.

Журавель: А больше всего мне не нравятся игры в КВН на белорусском телевидении. Такое чувство, что никто по–настоящему не редактирует шутки команд, они всегда балансируют между вкусом и вкусовщиной. Второе, конечно, превалирует. Шутить за деньги — это утопия.

Чуб: КВН — это брэнд с огромным стажем. Экономисты давно вывели закон, что за 10 лет эволюции выживают лишь 10 процентов конкурентоспособных фирм. А игра в КВН выжила и через 45 лет и до сих пор только набирает обороты. Это говорит о чем–то?

Журавель: Алла Пугачева тоже давно на эстраде. Я отдаю должное ее высокому профессионализму, но Пугачеву я не люблю. Мне не нравится ее слушать, и на концерт к ней я не пойду. Равно как и на КВН. И петросяновская «Смехопанорама» — сюда же.

Чуб: Как ярый кавээнщик, я выдам страшную тайну. «Смехопанораму» поперли с Первого канала, потому что 50 процентов шуток, которые там звучали, были тупо уворованы у кавээнщиков. Однажды Константин Эрнст просто сказал Петросяну: «Дорогой ты наш, хватит воровать шутки кавээнщиков. Пишите сами». Понимаете? Это ж просто: гнобить КВН и в то же время пользоваться всем тем хорошим, что в нем рождается. У Петросяна авторов — раз, два и обчелся. А КВН — это полноводная река авторов со множеством ручейков. Даже самая средненькая команда КВН сельской школы способна написать одну, но гениальную шутку. Во время отборочных игр мы эти шутки коллекционируем, и уже на Первом канале вы слышите самые отточенные перлы. Именно поэтому КВН — это всегда живой, самообновляющийся организм.

Журавель: А любопытно, какую «жемчужную» шутку вам удалось выудить во время апрельских игр?

Чуб: Да немереное количество. Ну например: в Осиповичах отменили концерт Бритни Спирс. Певица отказалась петь в рупор...

Журавель: Не смешно.

Чуб: Тогда такая, например. Во время сессии нельзя кричать в форточку: «Халява, приди!» Бомжи сбегаются.

Журавель: Столько шуму вокруг этого кавээна. А что на выходе? Пошлость и пустота. Я кривлюсь от таких шуток.

P.S. Хочу напомнить поклонникам жанра КВН, что очередная серия игр Евролиги состоится 26 и 27 мая в к/з «Минск». В программе участвуют российские и белорусские команды. Тонкой игрой Сергея Журавеля театралы могут всегда насладиться в Молодежном театре, а также в проектах «Никола–театр». До скорой встречи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter