Шутки ради

Очередную сценическую версию пьесы Я.
Очередную сценическую версию пьесы Я.Купалы "Примаки" под названием "На второй день Семухи" показал Минский областной драматический театр (Молодечно) на сцене Государственного молодежного театра.

Театр в Молодечно видел работы ведущих режиссеров страны: Валерия Раевского, его тезки господина Мазынского, Андрея Андросика... Сейчас над постановкой в этом театре трудится вольный творец Рид Талипов. А вот ответственное дело инсценировки "Примаков" в год 120-летнего юбилея поэта директор театра Сергей Валькович поручил своему коллеге из ТЮЗа Юрию Вутте. Тот, в свою очередь, дабы не ходить проторенной тропой, взял да и "переписал" классика, введя дополнительного героя, так называемого человека из театра. Да еще местом действия сделал не одну хату, как в первоисточнике, а две...

То есть в обоих концах сцены параллельно развивается действие. Можно хоть за одним мини-спектаклем наблюдать, хоть за вторым - суть остается неизменной. Как все в нашей жизни: в какое окно ни заглянешь, в какую дверь ни постучишь - за ними все одно и то же. Видимо, об этом пытается сказать автор. Хотя Юрий Вутта, как и предписано Янкой Купалой, к постановке своей относится, как к шутке... К эдакой сценической шутке, из которой извлечь можно такую мораль: только любовь-морковь способствует смене черных полос белыми. И как бы ни ссорились между собой кумовья, как бы ни менялись по пьянке женами, настанет момент, когда их дети полюбят друг друга и захотят создать семью. Вот и разрешение всех распрей.

Сюжет - не ахти какой (близок, если задуматься, к "Павлинке"); мысли даже в сценической версии не новые. Но в спектакле есть "изюминка". В частности, зритель молодежного театра (школьники, студенты) остался доволен. Чем же? - возникнет у читателя вполне естественный вопрос. Подачей. Знаете, как говорят, "на своей волне"... Так вот режиссер уловил ту волну, на которой, как на своей, уютно себя чувствуют и актеры, и зрители. Одним словом, весь вечер мы "плавали" на одной волне. И аплодировали, как по выписанному Вуттой сценарию.

Но лично меня больше всего покорили вокальные данные актеров. В антракте я даже не удержалась и спросила у режиссера: "Не по голосам ли вы их выбирали?" "Да нет, - ответил Юрий Леонидович, - выбирать-то не из кого было. Не в том смысле, что актеры в театре плохие. Отнюдь. Просто в постановке с учетом нескольких составов занята почти вся труппа". На мой же взгляд, они пели не хуже "Белорусских Песняров" или "Палаца", музыка которых используется в качестве музыкального оформления спектакля (вокальные номера подготовил Александр Пашкевич). Чего стоит один только дуэт Максима и Трохима (артисты Виктор Богушевич и Александр Пашкевич)... Или мощный голос Алены Рахмангуловой... Немного подвела Ирина Камышева, имеющая специфический хрипловатый голос от природы. Но она, коль уж не пением, так игрой взяла, создав неповторимый образ похотливой тетки Полонеи.

Но имеются у этой постановки и свои минусы. В частности, мне для полноценного восприятия мешали два персонажа. Об одном выше уже упоминалось - это человек от театра, как его называет режиссер, или по программке - суфлер (артист Андриан Борткевич). Нет, не в коей мере не хочу упрекать за что-то актера. Он как раз-таки старался, ИГРАЛ, ощущая ответственность перед минским зрителем. Просто, как нередко бывает, он, по вине автора, оказался не к месту. Режиссер отвел ему роль "разъяснителя". То есть все драматургические недоделки, несостыковки, "завороты", как сказал Юрий Вутта, разъясняются суфлером. Режиссеру элементарно не хватило фантазии.

Присутствия в постановке еще одной героини я просто не поняла. Женщина в черном вышла в начале спектакля - якобы фея, со взмахом волшебной палочки которой, собственно, и началась "сказка". И второе ее появление было, нетрудно догадаться, в конце. Но - о! что за бред? - женщину, нежное, хрупкое создание, заставили крутить огромные деревянные ворота. В то время как труппа уже раскланивалась, принимала цветы и какие-то загадочные конвертики - по всей вероятности, от почитателей таланта... Ход, возможно, высокохудожественный. Только, с моей точки зрения, не тянет он на художественность, не говоря уже о "высоте".

И тем не менее спектакль состоялся... В том смысле, что минская публика его приняла с восторгом. И в завершение: очень приятно, что маленький театр из Молодечно пытается делать на своей сцене эксперименты. Пусть не все в них гладко и додумано. Но нетрадиционность создает театру очень привлекательный имидж. Создает его лицо. На мой взгляд, красивое.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter