Шумел камыш

В Костюковичах пятый год не могут достроить единственную в городе зону отдыха

Он и сейчас шумит там, где уже давно должно было быть водохранилище с зоной отдыха для жителей Костюковичей

Как так, ни одной реки-речушки? Примерно так отреагировал сам, когда впервые услышал о проблеме. Оказалось, все гораздо сложнее: реки-то есть, но купаться в них нельзя… Район официально отнесен к категории особо пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Треть территории – в зоне радиоактивного загрязнения, более 9 тысяч человек из 41 населенного пункта переселены в чистую зону района. Река Жадунька, протекающая в городской черте, мелководна и берет свое начало на загрязненной территории. Беседь находится в 12 км от Костюковичей, но проблема с ней та же: воды текут по радиоактивной зоне, а берега представляют собой густую щетку из леса и кустарника. Выбор пал на небольшую речушку Крупня в 3 км от микрорайона Молодежный. Чистая. Компактная. Есть где развернуться. Все началось в марте 2005 года.

— Никого упрашивать не пришлось: люди сами предложили провести субботник. Все полученные средства (почти 40 млн. рублей) направили на изготовление проектно-сметной документации. В июле 2006 года она была готова. Итоговые расчеты таковы: на строительство плотины, проведение необходимых дренажных работ и обустройство двух зон отдыха на левом и правом берегах будущего водохранилища требуется 1 470 650 тысяч рублей в ценах 1991 года. Две тысячи человек смогут одновременно отдыхать на пляжах, кататься на лодках, катамаранах и катерах. Как раз то, что нужно для города, где численность населения до 40 лет достигает 13 тысяч человек, – говорит Михаил Борисов, председатель Костюковичского райисполкома. – Работа спорилась: в 2006 году мы освоили 167 млн. рублей из средств республиканского фонда охраны природы. Должны были выделить средства и на следующий год, но объект перестал финансироваться.

Суть ответов на многочисленные обращения исполкома в различные инстанции сводилась к следующему: госинвестпрограмма на 2007 год сформирована, поэтому объект попробуют включить в перечень предложений по формированию аналогичной программы на 2008 год с бюджетом 1 016 000 млн. рублей. Позже станет известно: этой инициативе в полном объеме также не суждено сбыться. Весь 2007 год на берегах Крупни было тихо и безлюдно. Стройка остановилась.

В начале 2008-го более сотни костюковчан обратились с коллективной просьбой о помощи к заместителю премьер-министра Беларуси Ивану Бамбизе. В итоге объект включили в государственную инвестиционную программу, область выделила 508,2 млн. рублей. И работа снова закипела…

— На эти деньги мы вынесли из зоны строительства линии связи и электропередачи, вырубили несколько гектаров кустарника и растительности, очистили ложе будущего водохранилища и сделали отсыпку плотины. Для завершения основных работ по упрощенной схеме оставалось вложить 1300 млн. рублей, но весь 2009 год средства не поступали. И это при том, что в соответствии с постановлением Совета Министров № 160 от 6 февраля 2009-го все работы должны были завершиться еще в декабре прошлого года… Природа взяла свое — берега Крупни заросли камышом, осокой и кустарником, — с грустью констатирует Сергей Стасев, заместитель председателя Костюковичского райисполкома по строительству и коммунальному хозяйству. – Нам оставалось только рассылать письма в облисполком, Министерство природных ресурсов, Совет Республики, Департамент по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода… Во всех ответах дается ссылка на порядок формирования программы строительства из фонда охраны природы на местах. Но проблема-то в другом: местный экологический сбор в нашем районе составляет 2,4 млрд. рублей в год. Однако основной налогодатель — Белорусский цементный завод (1,95 млрд.) — освобожден от уплаты налога: там строится вторая производственная линия. Тридцать процентов оставшейся суммы поступает в областной бюджет, еще двадцать – в республиканский. В итоге в копилке района оседает чуть более 200 млн. рублей. Сами видите: говорить о продолжении строительства за свой счет нам не приходится.

2010 год не принес заметного движения на берега Крупни. Облисполком и Минприроды, куда в середине января ушли письма с просьбой о дофинансировании начатого объекта, с ответом пока не спешат.

Устные заявления чиновников, которые услышала «Р», также не вселяют надежд на волевое решение затянувшейся проблемы.

—Уже пять лет мы пишем обоснования в облисполком и Минприроды. Нынешний год не стал исключением: планировалось включить Костюковичи в перечень объектов, финансирующихся из природоохранного фонда Могилевской области (27 млрд. рублей на текущий год. – Авт.). Однако сделать это сейчас невозможно, — объясняет Ольга Савицкая, начальник отдела Могилевского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. – Постановление Совмина от 14 января 2010 года не дает права финансировать строительство водохранилищ и благоустройство зон отдыха. Мы и хотели бы, но не можем этого сделать. Любая проверка укажет и поставит на вид: нецелевое использование средств.

Анатолий Исаченко, заместитель председателя Могилевского облисполкома, соглашается с социальной значимостью Крупнянского водохранилища, однако ссылается на объективные трудности:

— Таких чернобыльских районов, как Костюковичи, у нас в регионе 7: Краснополье, Кричев, Климовичи, Чериков, Славгород, Быхов. И везде свои трудности: школы, больницы, программы по разведению скота на загрязненных территориях и т.д. Год только начинается, и начинается трудно. Пока непонятно, как будет наполняться казна региона дальше. Если деньги будут, не исключаю, что во втором полугодии 2010-го мы найдем средства на завершение данного объекта.

Но ситуация с Крупней не терпит простоев и сослагательного наклонения. Еще один год промедления – и по всем строительным нормам проект нужно будет корректировать, по новой проходить госэкспертизу. А это значит, платить деньги, которых и без того не хватает. В зону отдыха под Костюковичами уже вложено 800 млн. рублей бюджетных средств. Почти половина от нужной суммы! Так, простите, какой же это тогда новый объект? Это типичная незавершенка, работы на которой (не по вине заказчика) откладывались уже дважды: в 2007-м и 2009 годах. И потом, ссылаясь на объективные трудности, чиновники разных уровней ни разу не вспомнили, напрочь забыли о решении Совета Министров страны от 6 февраля прошлого года, где черным по белому написано: ввести водохранилище на реке Крупня в эксплуатацию в декабре 2009 года.

Интересно, каким словом называется использование бюджетных средств, когда они дают всходы лишь болотной осокой, камышом и колючим кустарником?

-------------------------------

Прямая речь

Анатолий ЛИС, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси:

— Ясно одно – этот социально важный объект, в который вложено столько государственных денег, нужно достраивать. Раз нашли половину суммы, найдется и вторая. Вопрос в другом – где отыскать сейчас эти средства и как финансировать строительство водохранилища. Пути к этому нужно совместно определять Костюковичской районной инспекции, Могилевскому областному комитету природных ресурсов, Могилевскому облисполкому и Минприроды. Почему бы всем заинтересованным не собраться и не обсудить эту проблему за одним столом? Вариант найдется. Вплоть до того, что часть средств может быть направлена из республиканского фонда охраны природы. Или же из бюджета Могилевской области.

Кстати, впервые слышу о том, что постановление Совета Министров Беларуси от 14 января запрещает строительство водохранилищ в этом году. Где вы такое отыскали? Пусть специалисты на местах внимательнее читают документы.

-------------------------------

На снимке: так выглядела Крупня в конце прошлого года. Трудно даже предположить, что здесь будет еще через год бездействия.

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter