Штурм покупателя «линейкой»…

Хотя сок и жидкий продукт, но о него сломано уже немало копий...

Хотя сок и жидкий продукт, но о него сломано уже немало копий. Впрочем, как и о консервы. Поединок импортных и отечественных продуктов был особенно жарким. В итоге белорусские производители отвоевали себе достаточно метров на стеллажах для комфортного расположения. Но главное же не стоять, а продаваться. И снова пошли дискуссии о различиях в качестве, ассортименте, упаковке… Замечаний к отечественным «консерваторам» достаточно. Но время идет, и наш производитель движется вперед. Как потребитель я скептически относился к этой отрасли. Пока судьба не забросила в командировку в Речицу.

В Минске, в  родном универсаме рядом с домом белорусские соки встречал. Но с выбором  вечно напряженка. Задашься целью купить именно белорусский — нет проблем. Но только каждая торговая марка почему-то представлена 1—2 «фруктами». Зато российские и украинские бренды представлены на любой  вкус. Но после рабочего дня, уставший и голодный, у магазинных  прилавков  из  исследователя превращаешься в банального потребителя. 

Захотелось «жидкого» яблока или томата — берешь упаковку той «национальности», которая приглянулась. Нет нужного вкуса родного производителя — и ладно. А про себя думаешь: сколько лет импортозамещаем эту продукцию, а достойного выбора как не было, так и нет.

Каюсь, на прошлой неделе изменил свое мнение. Магазин «Днепровский» в Речице — не самый большой. Продуктовый торговый зал — около 200 квадратных метров. Избалованного столичного жителя удивить сложно. Но в данном случае поразить до глубины души меня оказалось легко. В «сочной» секции — плотный строй тетрапаков, в глазах рябит от разноцветных лейблов и изображений фруктов-ягод. Стандартная ситуация, только практически все соки — белорусского производства: Клецк, Борисов, Гродно, Брест, Бобруйск… Причем у каждого производителя по 5—10 различных наименований представлено. Яблоко, манго, виноград, апельсин, мультивитамин… Бери — не хочу. И при таком разнообразии пропало всякое внутреннее отторжение к родному продукту, навеянное напористым административным продвижением его в столице и скудостью ассортимента.

Райцентр — лидер по выполнению программы импортозамещения, а магазин сей — образцово-показательный?! Ничего подобного. Хороший универсам, но похожих в городе еще десяток имеется. Почему же тогда отечественные консервы практически полностью вытеснили «иностранцев».

— Белорусская продукция стала значительно выигрывать в цене, — объясняет директор ОАО «Приднепровье» Николай Нерезько. — Основные доходы получаем не от высоких наценок на дорогие товары, а от оборота. Сегодня чем дешевле качественный продукт, тем его охотнее покупают. Часто проводим различные акции и распродажи за счет сокращения собственной торговой наценки. И выигрываем от увеличения объемов продаж…

Но руководитель проговорился: чтобы собрать под одним крылом производителей из разных областей, пришлось потрудиться. Некоторые консервные предприятия уже сами начинают активно продвигать свою продукцию в торговле через собственных представителей, к другим по-прежнему приходится стучаться. Проблема решаемая, но хлопотная. Другой вопрос, что достойный ассортимент держать необходимо: разнообразие магазин кормит. Николай Нерезько вспоминает, что, когда провели ремонт-реконструкцию торговой точки, поставили современное оборудование и увеличили ассортимент наименований товаров, оборот сразу вырос на 25—30 %.

— Мы не отказываемся от импортных продуктов, — говорит Николай Нерезько. — Но нам интереснее тот товар, который чаще приобретают.

Несомненно, речицкий директор — талантливый администратор. Только других руководителей торговых точек, у которых импорта предостаточно, не стоит упрекать: мол, не стараетесь поддержать отечественные марки. Проблема-то многогранная.

Беларусь — страна не слишком большая, но в каждом регионе есть свои особенности потребительского спроса. Та же средняя зарплата в столице всегда выше, чем в регионах. Естественно, даже дорогой импорт будет пользоваться большей популярностью, чем в райцентрах. Хватает «средних» покупателей и в мегаполисах, но соотношение «наше-чужое» все-таки будет отличаться. Вторая проблема — далеко не каждый руководитель крупной торговой точки будет кропотливо составлять договоры с каждым производителем. Ему интереснее получить весь ассортимент оптом, в одной фуре. Значит, отечественным предприятиям надо обратить внимание на повышение сервиса. Стоит ли охватывать всю республику сетью собственных представителей? Уместен ли в данном случае принцип прямых продаж? Возможно, следует более тесно сотрудничать с оптовым звеном. С той же ОАО «Белбакалея»? Каждый должен внимательно просчитать затраты. Другое дело, что для крепкой дружбы с оптовиками необходимо давать им хотя бы небольшую скидку по сравнению с мелкими покупателями. Иначе стимул оптового звена торговли объективно пропадает.

Но самое главное — финансовое обеспечение продаж. Розничная торговля всегда держалась на чужих оборотных средствах. Либо ее кредитовали производители, либо — банки. Цена на деньги у последних сегодня высоковата. И по этому пункту вперед вырываются иностранцы. Если у отечественных «консерваторов» отсрочка платежа в среднем составляет 30 дней, у импортных — значительно больше. Кстати, те же соки обычно за те же 30 дней и продаются. Но это в среднем, не учитывая сезонности и других неожиданностей. Значит, при работе с отечественным производителем торговля работает без соответствующего запаса. Конечно, и родные заводы понять можно. Еще краска на новом оборудовании запылиться не успела, приобретали его в том числе и за заемные средства, а с кредиторами расплачиваться необходимо.

Возможно, в проблему стимулирования продаж стоит вмешаться государству. Скажем, разработать программу предоставления льготных кредитов магазинам, но предоставлять их только в случае реализации определенных позиций отечественного производства. Продал ящик сока — можешь получить определенный краткосрочный заем, реализовал вдвое больше — сумма удваивается.

Если удастся достигнуть компромисса интересов, то и покупатель будет приобретать белорусский товар. И не почувствует разницы от сокращения импорта. Как я в магазине в Речице…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter