Штучный “товар”

Частный бизнес Беларуси в следующей пятилетке должен производить 50 процентов ВВП

Частный бизнес Беларуси в следующей пятилетке должен производить 50 процентов ВВП

Борис ПАНЬШИН, профессор экономического факультета БГУ

Предпринимательство — важнейшая составная часть современной рыночной экономики, без которой не может гармонично развиваться ни одно государство. Во многих странах малый бизнес определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового продукта страны, уровень благосостояния населения. Немецкий бизнес более чем на 80 процентов состоит из малых и средних предприятий, а Германия — первая в Европе страна по количеству внедряемых инноваций. Локомотивы роста в Китае — маленькие муниципальные предприятия. И так во многих развитых странах. Кроме того, в промышленности малые и средние предприятия являются органическим и эффективным дополнением для крупных, работая в узкоспециализированных нишах и производя продукцию в объемах, которые для большого предприятия не выгодны.

Из малых предприятий вырастают средние, крупные и даже целые новые отрасли, например, производство персональных компьютеров или мобильных телефонов. Известная компания Nokia вначале была просто лесопилкой, затем небольшим предприятием по производству галош, а потом выросла в одного из гигантов информационной индустрии. Значительную роль предприниматели и малый бизнес играют в период экономических штормов. Жизнь подтверждает, что и маленький корабль может победить большие волны. В непростые 1990-е во многом благодаря “челнокам” была обеспечена занятость населения, найдены средства существования для многих семей, а для государства возможность сбора налогов для поддержки и развития бюджетной сферы. При этом не потребовались значительные затраты со стороны госбюджета. Предприниматели, как правило, делали свое дело с нуля, освоив подвалы и заброшенные помещения.

Термин “предпринимательство” впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон еще в XVIII веке и обозначил его как деятельность в условиях постоянного риска и новаторства. Не каждому это под силу, так как требуются не только экономические знания, решительность, деловая хватка, но и способность к творчеству. В любой стране предприниматели — “товар штучный”, даже в развитых странах процент людей, способных к бизнесу, не превышает пяти-шести процентов.

Сегодня в предпринимательской сфере в Беларуси занято почти  30 процентов работников, а доля малого бизнеса в ВВП составляет около 23 процентов. Делать бизнес в Беларуси можно. Страна достаточно быстро приближается к мировым стандартам предпринимательства. Для этого создана необходимая законодательная база, приняты меры по упрощению государственной регистрации предприятий, налогообложения, резко сократилось количество проверок, в стране создана сеть бизнес-инкубаторов и центров поддержки предпринимательства. Ставка подоходного налога в Беларуси — одна из самых низких. Не случайно в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса Беларусь переместилась со 129-й в 2006 году на 58-ю позицию в 2012-м, а аналитики ведущей мировой консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers назвали нашу страну мировым лидером по темпам позитивных изменений в налоговой системе. В этом году на Всемирном конгрессе предпринимательства, который проходил в Рио-де-Жанейро, Беларусь вошла в пятерку лучших стран мира — организаторов Всемирной недели предпринимательства из 135 государств.

Безусловно, совместная работа государства, которое решает глобальные задачи в интересах всего населения, и частного бизнеса, для которого главным является прибыль, складывается непросто. Даже в Южной Корее, “азиатском тигре”, государственная система поддержки малых и средних предприятий формировалась более сорока лет. Почти тридцать лет она создавалась в Ирландии, даже в стремительно развивающемся Китае освобождение цен длилось пятнадцать лет. Беларусь прошла путь от создания первых частных предприятий до принятия государственных программ развития предпринимательства за двадцать лет.

Возможностей для ведения бизнеса создано множество. Начиная от содействия инновациям и заканчивая развитием бизнеса в малых городах. Стоит только поинтересоваться, зайти в интернет, навести справки в местных органах управления и в бизнес-союзах, как обнаруживается, что на местах существует множество программ поддержки малого и среднего предпринимательства — либо местных, либо государственных. Однако люди то ли часто не знают о них, то ли ленятся в них вступать.

У французов есть мудрая поговорка: если ты уже построил дом, не расслабляйся — разбей вокруг него сад. Сегодня домом для большей части малых предприятий является Минск и столичная область, а торговля в малом бизнесе составляет свыше 30 процентов. В развитых странах это 15—20 процентов, остальное — промышленность и услуги. Промышленное производство — самое трудное, что есть в предпринимательстве. Но именно благодаря развитию предпринимательства в малых городах и сельской местности появится новый импульс для дальнейшего устойчивого экономического и социального развития страны. Главное — вести бизнес не только ради собственной прибыли, а для улучшения жизни вокруг.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter