Логистическая система страны заинтересована в наличии как крупных, так и мелких игроков

Штрихи к общей картине

С момента образования Государственный таможенный комитет сосредоточен на создании благоприятных условий для международного экономического сотрудничества и повышения транзитной привлекательности страны. Уже сегодня автоматизация таможенных операций, меры по снижению временных и денежных затрат предприятий при экспорте–импорте товаров, создание национальной системы управления рисками позволили Беларуси занять 30–ю строчку в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса–2017» в категории, касающейся международной торговли. Отметим, что в нем участвовали 190 государств мира и что из всех стран СНГ у Беларуси оказалась самая высокая позиция. Еще одной причиной столь высокого рейтинга является введение института уполномоченных экономических операторов.



Cегодня в Витебской области работают три десятка уполномоченных экономических операторов. Это коммерческие организации, получившие разрешение ГТК на пользование льготами при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Для таких больших предприятий, как, к примеру, «Нафтан» или «Марко», преференции в сфере налоговых и таможенных платежей — способ сократить издержки. Но есть и небольшие компании, которые только на внешнеэкономических логистических операциях зарабатывают до половины годового дохода. К примеру, общество с дополнительной ответственностью «Антей–Пласт». С его учредителем и директором Евгением Башмаковым мы встретились в Россонах, где в 2004 году он организовал переработку пластикового вторичного сырья:

— На производственной линии у нас трудятся 25 человек. Выпускаем гранулы вторичных полимеров. До 70 процентов продукции продаем в Россию. Во время кризиса мы задумались о других источниках дохода. К 2013 году у нас сформировалась солидная клиентская база. Мы поняли, что можем найти какой–то товар, например, в Китае, купить его, забрать в Прибалтийском морском порту, а затем с выгодой для себя перепродать в Россию.

Чтобы стать уполномоченным экономическим оператором, потребовалось разрешение ГТК. На его оформление ушло около полугода. Также нужна была денежная гарантия — своеобразная страховка внешнеэкономических операций. Сумма на первый взгляд космическая — 1 миллион евро! Но для производственной компании есть послабление — на специальный банковский счет достаточно внести 150 тысяч евро. И, наконец, нужно иметь свой таможенный склад. Его «Антей–Пласт» обустроил в Россонах на производственной базе. Выровняли пол, оборудовали охранную сигнализацию, средства для тушения пожара, механические и электронные весы купили. Теперь, по словам юрисконсульта ОДО «Антей–Пласт» Александра Санько, там при необходимости станут две фуры с иностранными товарами, которые без уплаты таможенных платежей можно хранить до 3 лет:

— Но вся коммерческая деятельность осуществляется в Полоцке. Там офис, где трудятся 9 человек — менеджеры, бухгалтеры, таможенные декларанты.

Со специалистом по таможенному декларированию ОДО «Антей–Пласт» Ириной Близнецовой мы встретились в отделе таможенного оформления и контроля № 1 Новополоцкого таможенного поста Витебской таможни. Туда, по словам Ирины, пришла 14–тонная фура с флизелином и дублерином, которую ей предстояло растаможить:

— Производителя этих нетканых материалов, которые используются в швейном производстве, наши менеджеры нашли в Китае. Мы купили товар и собираемся перепродать его партнерам в Смоленскую область. Прежде чем машина уедет в Россию, нам в Беларуси необходимо заплатить таможенную пошлину. В этом случае — 2,5 тысячи рублей. А также — таможенный сбор 50 евро за машину. Таможенную декларацию я набираю на компьютере и отправляю ее по электронной почте. Сейчас я приехала на таможню, чтобы забрать документы у водителя. Второй раз сюда появлюсь в конце дня, чтобы выпустить груз, который уже отправится к покупателю.

За месяц на таможне декларанты «Антей–Пласта» оформляют от 1 до 10 грузовиков. С каждой сделки платят в бюджет от 2 до 10 тысяч долларов. Зарабатывают за счет торговой наценки, однако, говорит начальник отдела таможенного оформления и контроля № 1 Новополоцкого таможенного поста Витебской таможни Андрей Костюков, у уполномоченных экономических операторов есть и другие преимущества:

— За товар, предназначенный для продажи в Россию, они не платят НДС. Этот налог уплатит российский получатель. По сути, это главное налоговое упрощение, которое делает работу «Антей–Пласта» в сфере логистики выгодной. «Антей–Пласт» — самый маленький из всех уполномоченных экономических операторов, обслуживающихся у нас. Его платежи, естественно, меньше, чем у «Нафтана» или «Полоцк–Стекловолокна». Но они тоже пополняют государственный бюджет. К тому же страна здесь имеет и косвенные заработки: въезжающие перевозчики платят за движение по нашим дорогам, за обслуживание в пути.

Возникает логичный вопрос: почему, к примеру, российский покупатель не приобретет товар напрямую у китайского производителя? Специалисты объяснили это удобством и скоростью доставки. В общем, логистикой. Например, не каждая российская компания содержит штат таможенных декларантов. Это — лишние расходы. На белорусской таможне, как правило, оформление проходит оперативно. Так что выбор российских заказчиков, по словам начальника Витебской таможни Владимира Костеневича, не случаен:

— Да, такие уполномоченные экономические операторы, как «Антей–Пласт», не могут конкурировать по объемам с большими компаниями, но они оперативнее реагируют на ситуацию на рынке. Поэтому находят свою нишу в логистической системе и однозначно будут в ней востребованны.

Обрисовывая перспективы развития белорусской логистической системы, Владимир Николаевич заметил, что здесь важны как крупные, так и мелкие игроки. В частности, он заострил внимание на том, что до 2023 года в поселке Болбасово Оршанского района планируется построить мультимодальный промышленно–логистический комплекс:

— Уникальный проект не имеет аналогов у нас в стране. Он соединит в себе логистическую и индустриальную зоны, аэродром, железную дорогу и международные транспортные магистрали. Этот центр обработки транзитных грузов, следующих по направлению запад — восток, будет отвечать всем современным мировым логистическим технологиям. Например, наличие индустриальной зоны позволит организовать на его территории крупное производство. Главная цель строительства — слияние в единый мощный центр разрозненных транспортных, складских, распределительных компаний, поставщиков логистических услуг, промышленных и торговых предприятий.

Новый комплекс разместится на 230 гектарах. Там планируется построить склады площадью 50 тысяч квадратных метров, стоянку на 500 большегрузных фур, другие объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Фото автора.

Советская Белоруссия № 212 (25094). Четверг, 3 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter