Возможен ли новый мировой кризис

Штормовое предупреждение

Житейский опыт подсказывает, что далеко не всем прогнозам синоптиков можно доверять. Точно так же не всё сказанное аналитиками следует принимать за чистую монету. Но к иным суждениям все же стоит прислушаться. Ведь не зря говорят: “предупрежден — значит, вооружен”. Одно из таких предупреждений недавно озвучили эксперты Bank of America, по мнению которых мировые рынки сегодня демонстрируют динамику, сходную с той, что предшествовала кризису 1998 года. Тогда ВВП стран Юго-Восточной Азии за год обрушился на 35—40 процентов (а кое-где еще сильнее). В России в результате дефолта рубль обесценился более чем в три раза. Опасные волны коснулись и Беларуси. В общем, несладкие были времена. Неужели история повторяется?


Пока макроэкономическая статистика в целом не вызывает тревоги. МВФ прогнозирует рост мировой экономики в этом году на 3,9 процента. Такой же тренд сохранится и в следующем году. Причем развивающиеся страны будут двигаться вдвое быстрее, чем развитые. Но в том-то и дело, что те причины, которые привели к мировому кризису 1997—1998 годов, а потом и 2008 года, никуда не делись. Прежде всего это перекапитализация рынков ничем не обеспеченными деньгами, надувание фондовых и финансовых “пузырей”. Сейчас они снова раздулись. Уровень долговой нагрузки, которую накопили государства и компании, уже превышает 160 триллионов долларов, или 220 процентов мирового ВВП. Акции технологических гигантов движутся вверх на фоне оптимизма по поводу роста американской экономики и укрепления доллара. Спусковым крючком для “взрыва” может стать все что угодно, в том числе торговые войны, которые развернули США против Китая и ЕС и которые уже наносят ущерб многим экономикам и мировой торговле в целом. 

— На самом деле рынок перегрет. Когда экономика растет, рынок растет, все вроде бы хорошо. Но дальше начинается ужесточение условий в экономике. То, что сейчас и делает Федеральная резервная система США. Она повышает базовую процентную ставку. Это значит, что деньги становятся дороже, а растущая стоимость денег сжимает деловую активность, — объясняет положение дел ведущий эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. 

Но чем вызвана такая политика? С 2008 года ФРС шесть лет проводила количественные смягчения, то есть активно скупала на фондовом рынке долговые бумаги, казначейские облигации, ипотечные ценные бумаги. 

В результате как на дрожжах стал расти баланс Федерального резерва, а печатный станок работал в ускоренном режиме, щедро выбрасывая на рынок новые порции долларов. Одновременно с программами количественного смягчения Федеральный резерв использовал такое средство спасения и оживления американской экономики, как ключевая ставка. 

— Все это можно сравнить с лекарством для лечения больного человека, — рассуждает профессор Валентин Катасонов. — Однако никакое лекарство нельзя использовать бесконечно долго, так как нарастают побочные действия, способные спровоцировать другие, еще более тяжелые заболевания. Экономика, длительное время живущая на наркотике дешевых или почти бесплатных денег, имеющихся в избытке, теряет способность к развитию. К тому же значительная часть этих денег устремляется на те рынки, где можно без особого напряга получить хороший навар. Это в первую очередь рынки развивающихся стран с ключевой ставкой выше десяти процентов. 

Понятно, что долго так продолжаться не может. Рано или поздно настает момент, когда надо “собирать камни”. Но это не так просто. Представьте себе, что неподготовленный человек сел за штурвал самолета, разогнал его и взлетел. У него это получилось. А вот как совершить посадку, не понимает. Он уже начал снижение, но дальнейшее сближение с землей его пугает. Некоторые центробанки также практиковали или продолжают практиковать количественные смягчения. Например, Европейский центральный банк, Банк Японии. Но они пока пребывают в состоянии эйфории. Образно выражаясь, они продолжают набирать высоту и о посадке пока не задумываются. 

Поскольку американский доллар по-прежнему занимает монопольные позиции в мировой финансовой системе, ФРС США не может позволить себе роскошь держать слишком долго ключевую ставку на уровне более низком, чем Центробанки других стран. Ибо это спровоцирует понижение курса американской валюты по отношению к другим и может породить бегство от доллара. В итоге Федеральный резерв вынужден повышать базовую ставку и постепенно освобождаться от избыточной массы ценных бумаг, накопившихся на его балансе за годы количественных смягчений.

Этот процесс и насторожил аналитиков Bank of America. Впрочем, их прогнозы не столь уж безупречны, сказал мне финансовый консультант TeleTrade Михаил Грачев: 

— На самом деле ситуация несколько отличается от событий 20-летней давности. Основным локомотивом мировой экономики становятся не США, а азиатские страны, включая Россию, которые объединяются в различные экономические блоки. От развивающихся рынков, особенно азиатских, ожидают рост до шести процентов в год. Те факторы, на которые указывает Bank of America, могут не сработать. Что касается набирающей обороты торговой войны между США и остальным миром, то сейчас многие гадают о причинах такой активности Дональда Трампа. Но по большому счету он выполняет предвыборные обещания, которые давал в 2016-м году. Сейчас достаточно сложно просчитать, какой будет эффект от вводимых пошлин для Америки и остальной мировой экономики. Меры, вводимые Трампом, — долгоиграющие. Понятно одно: лучше не станет никому, включая США. Зачем же он это делает? В ноябре этого года в Штатах пройдут выборы в конгресс, и для республиканской партии, которую представляет Трамп, жизненно важно сохранить большинство в законодательном органе.

Если глобальный шторм все же разыграется, как это отразится на Беларуси? Многое здесь будет зависеть от внутренних факторов, от того, насколько адекватно и согласованно будут действовать Правительство и Нацбанк в преодолении внутренних вызовов. В частности, это касается кредитного бума, начавшегося еще в прошлом году. За пять месяцев 2018-го задолженность населения по потребительским кредитам увеличилась до рекордных 3,5 миллиарда рублей. Это может приводить к росту необслуживаемых кредитов. 

Относительно влияния внешних факторов Михаил Грачев высказал такое мнение: 

— Наш экспорт в США достаточно мал, чтобы он мог пострадать от торговых пошлин. Россия же, как наш основной экономический партнер, находится в стабильном состоянии на фоне растущего спроса на нефть. При любых кризисах кто-то теряет, но кто-то и находит. Полагаю, что белорусская экономика в состоянии справиться с мировыми проблемами в тандеме с партнерами из ЕАЭС. 

svpressa.ru

ТОП-5 КРУПНЕЙШИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

1857—1858 годы. Главным фактором, вызвавшим кризисные явления, экономисты называют небывалый рост спекуляций. В основном их объектами были акции железнодорожных компаний и предприятий тяжелой промышленности, земельные участки, зерно. Спекулятивный бум сопровождался увеличением объемов кредитования и ростом курсов акций. Но в один прекрасный день все это лопнуло как мыльный пузырь. И хотя кризис начался в США, больше всех пострадала Великобритания как главная промышленная и торговая держава. 

1914 год. Начало Первой мировой войны дало толчок новому глобальному потрясению. Причина — тотальная распродажа бумаг иностранных эмитентов правительствами США, Великобритании, Франции и Германии для финансирования военных действий. 

1929—1933 годы (“Великая депрессия”). 24 октября 1929 года стало “Черным четвергом” на Нью-Йоркской фондовой бирже. Резкое снижение стоимости акций (на 60—70%) привело к самому глубокому и продолжительному в мировой истории экономическому кризису. После Первой мировой войны США встали на путь стабильного экономического роста, миллионы держателей акций увеличивали свои капиталы, быстрыми темпами рос и потребительский спрос. Рухнуло все в одночасье. За какую-то неделю крупнейшие акционеры по самым скромным подсчетам лишились 15 млрд долларов. Повсеместно закрывались заводы, обваливались банки, на улицах оказались миллионы безработных. 

1973—1975 годы. Детонатором этого кризиса стала арабо-израильская война и решение арабских стран — членов ОПЕК — ввести нефтяное эмбарго по отношению к государствам, поддерживающим Израиль. Добыча нефти резко сократилась, и в течение 1974 года цены на черное золото выросли с 3 до 12 долларов за баррель. Это положительно повлияло на экономику СССР, увеличившего экспорт нефти на Запад. 

1997—1998 годы. Самое масштабное падение азиатского фондового рынка со времен Второй мировой войны. Причина — девальвация национальных валют региона и высокий уровень дефицита платежного баланса стран Юго-Восточной Азии. По подсчетам экономистов, азиатский кризис снизил мировой ВВП на два триллиона долларов. Обвал азиатских финансовых рынков, падение цен на нефть, газ, металлы плюс провалы в экономической политике привели к тому, что 17 августа 1998 года Россия объявила дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. 

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter