Штанге получил «неуд», но переведен в следующий класс

Исполкому федерации футбола, собравшемуся погожим утром в последнюю субботу осени в стенах Дома футбола, предстояло решить две стратегические задачи...

Исполкому федерации футбола, собравшемуся погожим утром в последнюю субботу осени в стенах Дома футбола, предстояло решить две стратегические задачи. Первая и основная — выбрать главного тренера национальной сборной. Вторая — определить формат следующего чемпионата страны, который впервые пройдет среди 12 команд.


Свои доводы и позицию по поводу игры нашей сборной и работы в ней Бернда Штанге «СБ» уже не раз высказывала. В общем–то они не оригинальны и совпали с мнением исполкома, который выставил команде и ее тренерскому штабу оценку «неудовлетворительно». А вот «казнить» или «помиловать» тренера за такой результат, предстояло решить исполкому.


Первым вышедший к трибуне вице–председатель АБФФ Михаил Вергеенко попытался задать нужное настроение и выразил мнение большинства: «поставленные цели не выполнены», тогда как на сборную и ее нужды был пролит золотой дождь — «потрачено 6 миллиардов рублей». При этом к положительным моментам работы Штанге Михаил Никифорович решил отнести «публичность команды, раздачу автографов и посещение детских домов». Итог, руководствуясь всем сказанным, был подведен оптимистический: «У команды есть хорошее будущее, появилось молодое и симпатичное лицо».


Взявший слово вторым Бернд Штанге, как всегда, сыпал риторикой звенящих фраз, пытаясь обильно засеять души присутствующих девизом: Helfen — Wehren — Heilen («помогать — защищать — лечить») и силясь предстать пред собравшимися человеком, знающим ответы на все вопросы. Штанге начал с того, что сборной так и не удалось выйти на уровень команд Украины, Хорватии и Англии, а затем свалил в кучу своих личных заслуг очень много из того, что было в сборной и в нашем футболе еще задолго до «немецкого вектора» развития. Войдя в раж, Штанге даже составил словесный портрет своей команды. Итак, зарисовывайте: у нее «симпатичное и узнаваемое лицо» — вкусы с Михаилом Вергеенко, как видим, здесь явно сходятся; «крепкий скелет» и стоит она «на уверенных ногах». Продолжая свой блестящий монолог, заваливший дело Штанге бодро вспоминал, что раньше в сборную приглашались игроки, которые «этого не заслуживали», а сегодня уже «надо бороться, чтобы оказаться в команде» и все такое прочее, о чем мы слышали давно и не раз. «Дас ист негатив», — торжественно подчеркнул Штанге, поднял вверх правую руку и стало ясно: сейчас речь зайдет о занозных местах нашего футбольного бытия. Вот они: в 10 официальных играх через горнило команды прошли 32 игрока — очень много даже для клуба за сезон; не удалось «создать» ведущих игроков; из 32 привлеченных лишь пятеро заслужили «зачет», 13 выступили ни шатко ни валко («свет и тень», как охарактеризовал их немец), а 14 получили «неуд». Выяснилась также еще парочка сенсаций: что функционально наши футболисты оказались подготовлены плохо — воля к победе у них отсутствовала; условия тренировок в Минске необходимо улучшать. Белорусские тренеры тоже, как оказалось, никуда не годятся: учиться не хотят, с семинаров уходят, а сам Штанге (так получилось) слишком много времени проводил в федерации (он это, помнится, называл офисной работой), тогда как надо «больше летать». Закончив и собрав листочки с докладом в толстую колоду, Штанге с достоинством вернулся на место, седовласый и гордый.


На этом можно было бы поставить точку и расходиться. О чем разговор? Результата нет, деньги потрачены, виноватых нет, короче, все, как обычно, вполне по–нашенски. Значит, Штанге на веки веков! Зачем, вообще, менять такого Гулливера? И, возможно, все досточтимое сообщество (кроме разве Юрия Чижа и Юрия Пунтуса) готово было в едином порыве проголосовать «за», но слово взял Анатолий Капский. Предлагаем его выступление — тут ни убавить, ни прибавить.


— Наша команда набрала всего 1 очко в матчах с сильными командами. И меня не интересует мнение Арсена Венгера, Фабио Капелло и руководителя федерации Саудовской Аравии, которые якобы говорят, что наша сборная играет хорошо. Меня интересует мое мнение как рядового болельщика. И мне сборная Штанге не нравится. Меня просто поразило неуважение господина Штанге к национальным чувствам и чувствам болельщиков. Я думаю, что если бы тренер какой–то другой сборной сказал, что сборная его страны похожа на маленькую собачонку, он бы на следующий день был уволен. А господин Штанге до сих пор перед нами даже не извинился. Это сборная Штанге похожа на собачонку, а не сборная Беларуси! Но при этом господин Штанге не признал своих очевидных ошибок. Я понимаю так: тренер играет с теми футболистами, которые у него есть. И он должен использовать тактику, которая поможет раскрыть лучшие качества этих футболистов и нивелировать худшие. Так вот, для меня очевидно, что этого в проигранных матчах сделано не было. А потом он заявляет, что у нас есть игроки–легионеры и игроки из белорусских команд. Я знаю, с какими чувствами возвращаются ребята из национальной команды в клуб. Я не буду говорить о том, в каком физическом состоянии они пребывают, но игроки приезжают с внутренним негативом! Никогда еще не было, чтобы тренер сборной делил команду на легионеров и игроков национального чемпионата. А все потому, что нужно заигрывать с якобы лидерами команды, чтобы они поддержали кандидатуру тренера на утверждении в исполкоме. И не надо присваивать себе чужие заслуги. Игроки уезжали на сильные чемпионаты и до Штанге. Если говорить о Егоре Филиппенко, то его «Спартак» «вел» целый год! И мы об этом знали. А здесь гордо говорят, что Штанге и штаб сборной открыли нам этого игрока. Не надо это делать. Некрасиво. В докладе господина Штанге очевидный упор делается на внешние факторы. Проще всего — это скажет любой менеджер, любой специалист — ссылаться на внешние факторы. Надо разобраться в себе в первую очередь. Когда и болельщики, и пресса советовали изменить что–то в игре, он менял, не признавая своих очевидных ошибок, и шло улучшение. Это и было видно в конце цикла, когда сборная выглядела более сбалансированно. Очевидно, что время для обсуждения альтернативного специалиста на пост главного тренера сборной упущено. И сегодня мы пришли к ситуации, когда у нас безальтернативные выборы Штанге. На мой взгляд, это неправильно. На мой взгляд, работа тренерского штаба Штанге неудовлетворительна. И я не знаю страны, где после такой оценки тренерский штаб продолжил бы свою работу...»


Но оказалось, что возможно все и никто нам не указ. Последовавшее голосование закончилось так: 18 членов исполкома за Штанге, трое — против. В меньшинстве остались люди, имеющие свое мнение и не боящиеся публично его высказывать: председатель наблюдательного совета ФК «Динамо–Минск» Юрий Чиж, главный тренер брестского «Динамо» Юрий Пунтус, председатель правления ФК БАТЭ Анатолий Капский.


Таким образом, контракт с Берндом Штанге будет перезаключен, так как прежний был расторгнут в связи с невыполнением поставленных задач. Немец и впредь будет вести команду к финальному первенству Европы–2012 (вероятно, такая задача опять будет перед ним поставлена).


Оставшаяся часть заседания вместила в себя официальные отчеты и обсуждение системы проведения следующего первенства страны (попытка революционного возвращения к 16 командам провалилась в зародыше). Опять негодовал Анатолий Капский, убеждая присутствующих, что формат, когда 12 команд играют в два круга, а затем делятся на две шестерки, — оптимальный и поддержан четырьмя ведущими командами страны: БАТЭ, минским и брестским «Динамо», а также «Днепром». Но кому хочется перемен, все ведь и так просто замечательно! С тем и разошлись. До января.


Кстати


На заседании исполкома АБФФ были подведены итоги минувшего сезона.


Лучшим футболистом страны (по итогам опроса, проводимого АБФФ совместно с газетой «Все о футболе») был назван Александр Кульчий («Ростов»).


Лучший футболист национального чемпионата — Сергей Кривец (БАТЭ).


Лучший тренер — Виктор Гончаренко (БАТЭ).


Лучший вратарь — Сергей Веремко (БАТЭ).


Лучший защитник — Игорь Шитов (БАТЭ).


Лучший полузащитник — Дмитрий Лихтарович (БАТЭ).


Лучший нападающий — Майкон Калижури (Гомель).


Лучший бомбардир (15 голов) — Майкон Калижури (Гомель).


Исполком утвердил также список 22 лучших футболистов.


КОМАНДА 1


Вратарь: Сергей Веремко (БАТЭ); защитники: Александр Юревич (БАТЭ), Игорь Шитов (БАТЭ), Максим Бордачев (БАТЭ); полузащитники: Сергей Кривец (БАТЭ), Сергей Кисляк («Динамо», Мн), Дмитрий Лихтарович (БАТЭ), Ренан Брессан («Гомель»); нападающие: Калижури Майкон («Гомель»), Роман Василюк («Динамо», Бр), Максим Скавыш (БАТЭ).


КОМАНДА 2


Вратарь: Владимир Бушма («Торпедо»); защитники: Сергей Сосновский (БАТЭ), Дмитрий Верховцов («Нафтан»), Олег Веретило («Динамо»); полузащитники: Александр Володько (БАТЭ), Павел Нехайчик (БАТЭ), Александр Павлов (БАТЭ), Гиви Кварцхелия (МТЗ–РИПО); нападающие: Дмитрий Мозолевский («Динамо» Бр), Александр Гаврюшко («Динамо» Мн), Александр Сазанков («Днепр»).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter