От санкционной политики в выигрыше балтийская килька

Шпроты во льду

Нынче в моде исторические экскурсы. Углубляясь во вчерашний день, легче понять, что к чему сегодня… И отчего ноги растут у некоторых современных проблем.

Реликт холодной войны

Ноги прибалтийских проблем уходят очень глубоко — их отдавили еще доисторические льды. Как известно, Балтийское море да и вся Прибалтика получились от ползания гигантских ледников. И ползали они там очень-очень долго, весь ледниковый период, начиная с 2,588 миллиона лет назад и до 11,7 тысячи лет. Опять же, назад.

Жуть! Вот как описывают эти терки специалисты: «Мощные покровные ледники, выдвигавшиеся в плейстоцене из Скандинавии и неоднократно перекрывавшие весь север Русской равнины, были главным фактором, сформировавшим современный облик рельефа Прибалтики. Территория испытала от трех до четырех ледниковых эпох».

Четыре ледниковые эпохи — не шутка! Но с географической точки зрения все уже позади и ледниковый период на Балтике давно прошел. А вот с политической — ничего подобного!

И верно, на всей Прибалтике остался недвижен и неподъемен гигантский, выше остроконечной башни Петра в Риге, ледник, от которого мороз по коже. Как это может быть, когда все кругом только и твердят о глобальном потеплении?!

А все очень просто. Это осколок не естественного льда, а реликт ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ, от которой мерзнут не только ноги и руки, уши и носы, а мерзнут главным образом мозги!

Отмороженность сознания

Только с отмороженными мозгами человек мог сказать вот такое, выплевывая слова, будто стуча зубами: «Нам не следует забывать, что борьба украинцев — это борьба за нас и что географически мы наиболее близки к войне, исторически мы пережили оккупацию со стороны тех же сил… Два наших соседа не только не побеждены, но и имеют возможность встать и продолжить борьбу дальше, и вопрос в том, кто станет следующей мишенью».

Это бормочет министр иностранных дел Литвы некто Ландсбергис.  
Спутанность, точнее, отмороженность его сознания очевидна. В начале приведенной фразы он уверен, что именно три прибалтийские страны ближе всего к войне, а в конце вдруг задается вопросом: кто же станет следующей мишенью? Так вы знаете или не знаете, господин Ландсбергис? Определитесь, пожалуйста!
Вот с чем точно определился внук «Саюдиса», так это с двумя соседями — Россией и Беларусью, которые не дают ему покоя. Вернее, его больному воображению. Хотя и тут можно внести поправки. Господин Ландсбергис, уточните, пожалуйста, когда, по-вашему, Беларусь и Россия едва не были побеждены? И кем? И после чего они, по вашему меткому определению, все же «встали и готовы продолжать борьбу»?

Уж не период ли налаживания отношений с тем же самым Западом, у которого вы бегаете на побегушках, пришел вам на ум в качестве вашей победы над Беларусью и Россией? Если да, то вы желаемое выдаете за действительное… Еще одно свойство отмороженных мозгов!

Новация и мобилизация

Впрочем, там, в Ледниковой Прибалтике, так думают многие причастные к нынешней морозной политике. Это настоящий пятый ледниковый период, не учтенный географической наукой! Его глубокая заморозка проникает все выше по чиновничьей лестнице. Ландсбергису вторит и его начальник, премьер-министр Ингрида Шимоните. «Все существенные аспекты обороны — расширение призыва до всеобщей воинской повинности, немецкую бригаду и национальную дивизию — следует рассматривать как единую задачу, не разделяя ее на отдельные элементы», — утверждает дама-премьер.

Итак, борясь с «потенциальной» оккупацией, которая им только мерещится, литовцы уже призывают и даже организовывают, коли об этом говорит их премьер-министр, немецкую оккупацию.  
Реальная бригада бундесвера — это вам не стук зубов, это лязганье настоящих танковых гусениц по литовской земле. И будет она базироваться где-то в лесных хуторках. А может, посреди Вильнюса.
Но и этого мало! Шимоните в одной своей фразе проболталась не только про «национальную дивизию», которую еще надо создавать в добавление к немецкой (все, как и 80 лет назад во время немецкой оккупации), но и про… всеобщую мобилизацию! Как вам такая новация, дорогие прибалты? Хотите нести все как один воинскую повинность?

«Хотим!» — доносится из Риги, а потом и из Таллина. Правда, только из правительственных кварталов. Что об этом думает основная масса простых литовцев, латышей и эстонцев, глохнет подо льдом цензуры. Общей для всех трех «независимостей». А если ничего не слышно, то ничего и не ясно.

Приехали!

Вдруг, испуганные подогреваемой возможностью скорой войны с соседями и перспективой быть постриженными не в монахи, а в солдаты, простые прибалты захотят поспорить со своим же руководством? Вдруг они не такие отмороженные, как оно?

Оно, например, только что состряпало очередной экономический ляпсус. Главы таможенных служб Литвы, Латвии и Эстонии договорились о введении с 31 января текущего года — то есть уже! — «единого контроля в рамках применения санкций Европейского союза против России и Беларуси». Эта бумажка подтверждает соглашение и о «шмоне», и о «бане» — и то и другое теперь «законно»! — всех товаров с востока. Таможенные органы стран Прибалтики договорились ужесточить контроль за санкционными товарами, экспортируемыми в Россию и Беларусь или следующими транзитом через них в третьи страны, например, требуя декларации от производителя товара. Как сообщалось ранее, премьеры Ингрида Шимоните, Эвика Силиня и Кайя Каллас 20 декабря прошлого года заключили соглашение, обязывающее обеспечить единый таможенный досмотр и обмен информацией.

Все, приехали! И стали под шлагбаумом! Навечно! Впереди реликтовый лед! Охраняется Евросоюзом и немецкой моторизированной бригадой! Верботтен!

Если «агрессия» со стороны восточных соседей, то есть со стороны Беларуси и России, на прибалтийские государства никогда не состоится, то есть является фикцией, то внутренняя агрессия со стороны собственных отмороженных правителей более чем реальна. И уже бьет по карману, сокращает число местного населения.

Пустеют полки. Пустеют хутора и города. Пустеют даже сети! Только в Балтийском море рыбы становится все больше и больше.  
Если честно, единственный бенефициар от всей этой «заморозки» — помимо всяких ландсбергисов, наусед, шимонид, силинь и прочих колоссов — это балтийская килька. Из которой делают знаменитые шпроты. Вернее, уже не делают. Сперва Евросоюз запретил на своем рынке шпротный бизнес (не любят европейцы конкурентов своим сардинкам). А теперь собственные прибалтийские санкции перекрыли дорогу шпротам даже на восток.
Если Прибалтика пустит через себя к Балтийскому морю грузы и товары из Беларуси и России, она сама оживет, заживет и даже зажирует. Счастье Прибалтики быть открытой, и несчастье быть закрытой. Ведь все эти санкции против соседей на самом деле против нее. Воистину, как в шутливой поговорке: «Назло кондуктору куплю билет и пойду пешком!» По реликтовому льду. Только это уже не шутка — это официальная политика замерзших на холодной войне.

А шпроты со льдом проглотить невозможно! Как ни старайся!

Вадим Елфимов, политолог, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter