Шприц и меч

Исследования наших психологов показали: сегодня уже и 6–летние дети благодаря телевизионным новостям и сериалам знают, что такое наркотики, шприцы и ломка...

Исследования наших психологов показали: сегодня уже и 6–летние дети благодаря телевизионным новостям и сериалам знают, что такое наркотики, шприцы и ломка. В их рисунках эта тема на удивление подробно отражена. А вообще, каждый 18–й подросток до 16 лет уже «попробовал». Несмотря на активную антипропаганду, по–настоящему уберечь своих детей от наркотического плена могут только любящие мама с папой, уверена Ирина АКСЮЧИЦ — доцент кафедры педагогической и возрастной психологии БГПУ им. М.Танка, кандидат психологических наук, которая первой в стране начала исследовать, как же возникает наркозависимость у молодежи.


— В 6 — 7 лет отношение к наркотикам еще не сформировано, и потому именно в этом возрасте родители, проиграв ситуацию при помощи кукол или плюшевого медведя, могут доступно объяснить ребенку, что наркотики — зло, и научить говорить «нет». Иными словами, нужно поставить своеобразный «якорь» в подсознании. Точно так же, как мама объясняет малышу «не бери таблетки», «не подходи к чужим», нужно показать, как вести себя, если предлагают наркотик.


— Но как–то не хочется омрачать наивное детство такими серьезными разговорами.


— Хотя сама по себе наркотическая зависимость формируется с 14 — 17 лет, в начальной школе и даже еще раньше сформировать к наркотикам отрицательное отношение гораздо проще. Влиять на ребенка в переходном возрасте, в это время жажды познания, упрямства и самых сильных впечатлений, на порядок сложнее. Как бы родители ни контролировали детей, в 10 — 11 лет они все равно могут присоединиться к компании, где в ходу так называемые коллективные наркотические вещества. Обычно начинают с галлюциногенов типа клея. Они позволяют вроде бы быть вместе, но в то же время каждый ловит свой «глюк» или смотрит «мультик». Подростки тоже чаще всего выбирают коллективный вид наркотиков. Например, курение определенного растительного сырья выявляет такое явление, как халлалия, когда один сказал, второй повторил и все засмеялись. Под воздействием подобных веществ изменяется цвето– и видовосприятие — все становится ярким, ноги–руки, контуры предметов удлиняются. Ребята потом с восторгом делятся друг с другом рассказами об увиденном. И вот для конструктивного разговора родителям очень важно владеть такой информацией — нужно понимать, почему наркотики привлекательны, а не только исходить из того, что их прием опасен.


— В чем, на ваш взгляд, главная опасность наркотиков?


— В том, что они очень быстро заменяют гормоны удовольствия, которые необходимы для нормальной работы мозга. Героин достаточно попробовать один раз! Для сравнения: алкоголь на уровне бытового пьянства по выходным действует на организм разрушающе за 10 — 15 лет. Времени на долгие раздумья у родителей наркоманов нет.


— Что же должна сделать мама, если, к примеру, ее дочка приходит и говорит: «Я влюбилась в наркомана!»?


— Это опасность номер 1! Значит, дочь автоматически попадает в первые строчки группы риска. Спасти зависимого от наркотиков без его желания невозможно, но влюбленные обычно отказываются воспринимать это как неизбежность. Мне удалось с одной 15–летней девочкой добиться, чтобы она забыла про наркотики на 2 года. Но потом она влюбилась в наркомана и, увы... С одной стороны, нельзя категорично заявлять «не встречайся с ним», но надо всеми силами пытаться убедить, что выбор сделан неправильный! Есть такое понятие «наркотическое пространство». Его можно представить в виде треугольника, вершиной которого являются выявленные наркоманы, те, кто уже состоит на учете. Молодое поколение от 13 до 30 лет там составляет костяк. Далее идут те, кто употребляет, но на учет не попали, потому что не попали и в поле зрения правоохранительных органов. Они, как правило, употребляют седативные наркотические средства и третируют только свою семью. Третья группа — те, кто пробует. Сейчас среди подростков и молодежи таких много. В молодежной среде существует иллюзия, что наркотик — быстрый рецепт счастья. Да, в период эйфории так и кажется, но за ней через какое–то время следует стадия угасания или упадка. И опускание в депрессию, тоску, вплоть до ужаса. Наконец, последняя составляющая «треугольника» — латентные наркоманы, те, кто или положительно относится к наркотикам, или считает: «Моя хата с краю». Самые простые тесты, которые я проводила в студенческих аудиториях, когда просила анонимно указать свое отношение к наркотикам, сразу же выявили резкое деление на «отрицающих» и «допускающих». Так вот последние тоже имеют все шансы рано или поздно в трудную минуту «просто попробовать».


— Предположим, родители узнали, что такой опыт в жизни ребенка был. Как им действовать?


— Важно, как об этом станет известно. Если от самого подростка — надо благодарить Бога. Тогда следует выслушать все до конца без оценок и обязательно сказать спасибо за доверие. Второй шаг — нужно побольше узнать об этом наркотике, чтобы при следующем разговоре быть убедительным. Найдите удобное время и выложите все, что узнали, с позиции «я понимаю, что наркотик приносит удовольствие, но расскажи, что было приятно, а что — нет». Важно эту негативную составляющую зафиксировать в сознании подростка и всячески усиливать. Но все это сработает, только если родители по–настоящему любят ребенка и сами вспомнят свой опыт «проб» в юности. А вот запирать его дома один на один с компьютером — это не выход. К сожалению, моя практика показывает: слишком часто мама узнает о том, что дочь, к примеру, колется, спустя 2 — 3 года и реагирует резко негативно, тем самым еще больше усугубляя ситуацию.


— А если ребенок уже не просто экспериментирует?


— Тогда важно как можно раньше обратиться к профессионалам. И еще — оградить ребенка от его компании, вплоть до переезда в другой город. Увы, на это идут крайне редко, когда семья уже оказывается в долговой яме...


— Существует ли предрасположенность к употреблению наркотиков?


— Если отталкиваться от характеров наркоманов, то у них есть общие черты — полная безответственность в своих словах и поступках, гиперпотребность в любви, которой им всегда мало, сильный инфантилизм, отсутствие планирования собственной жизни даже на завтра и при этом сильнейшее самомнение — они все будущие Биллы Гейтсы как минимум! Но во главу угла они ставят чужое мнение.


— А можно ли воспитать ребенка так, чтобы у него никогда не возникло потребности в наркотиках?


— Можно попробовать. Детям важна не только безусловная любовь, но и четко сформулированные обязательства. Поэтому ребенка надо обязательно увлекать делом с детства. Кружки и секции учат его самому планировать свое время, брать на себя ответственность за смысл прожитого дня. Вообще, семья должна жить по законам оптимизма, ведь интерес к употреблению наркотиков возникает из–за незнания, как получить удовольствие от жизни в принципе. Хвалите его за конкретные дела, чтобы закрепить стремление к успеху.


Цифры «СБ»


В среднем один наркоман вовлекает в свой образ жизни 7 – 10 человек. По статистике, 25,7 процента мальчиков и 22,4 процента девочек в возрасте 15 — 16 лет пробовали один или несколько видов наркотиков. Некоторые — неоднократно. На одного зарегистрированного потребителя инъекционных наркотиков — а их у нас более 11 тысяч — приходится примерно 6 невыявленных.


Юлия ТЕРЕНТЬЕВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter