Шпорное дело

Железное ухо сменило бумажную гармошку

Железное ухо сменило бумажную гармошку


Современные школьники и студенты уже почти позабыли, что это такое — делать шпаргалки. Ушли в небытие метровые «гармошки», исписанные мелким почерком коленки и нахальные «бомбы». Сегодня, когда на наших глазах рождаются поистине невероятные чудеса техники, самодельные «подсказки» можно встретить, пожалуй, лишь... в музее! В Екатеринбурге в Музее истории недавно представили более 300 экземпляров хитроумных бумажек–раскладушек и «прокруток», которые помещались даже под стеклышко наручных часов. Им на смену пришли новомодные «гаджеты» — электронные новинки, обладающие повышенной функциональностью. И новой головной болью для преподавателей обернулся старый вопрос о контроле качества знаний...


Врачи, водители, юристы, педагоги... Ежедневно мы сталкиваемся с людьми разных профессий, которые берут на себя ответственность за нашу жизнь, здоровье, имущество, воспитание наших детей. Естественно, от каждого профессионала мы ждем квалифицированной помощи и категорически не желаем доверять неучу, получившему диплом с помощью различных ухищрений. Отсутствие реальных знаний — не это ли причина врачебных и судебных ошибок, инженерных просчетов и строительных недоработок? Столь серьезный вопрос пока не беспокоит многих молодых людей, желающих прожить студенческие годы весело и беззаботно. Поэтому они отправляются на выпускные и вступительные экзамены с внушительным арсеналом высокотехнологичных средств списывания...


Меньше пишешь — больше слышишь


Самым допотопным «средством конспирации» в среде учащихся считается ручка с невидимыми чернилами. От нее на бумаге остается едва заметный след. Чтобы увидеть «прозрачные» формулы и сочинения, достаточно направить на них ультрафиолетовый фонарик, который находится на конце чудо–ручки. Как только луч гаснет, запись снова становится невидимой. Но переписывать от руки пол–учебника даже чудо–ручкой со временем надоедает. Тогда лентяи используют Java–книги для мобильных телефонов. Это позволяет с легкостью читать любой научный труд, книгу или методичку в десятки раз уменьшенном масштабе с экрана своего средства связи. Кто–то нахально кладет мобильник рядом с билетом и читает нужную информацию, как только преподаватель отвернется. Остальные подглядывают исподтишка, делая вид, что пришло важное SMS–сообщение.


На моих глазах пару ребят были уличены в использовании мобильных библиотек. Кроме того, многие преподаватели просят убрать со столов все средства связи на время экзамена. Но и в этом случае отдельные студенты продолжают полагаться не на собственные знания, а на... диктофонные записи. Для этого все билеты заранее записываются отдельными файлами в миниатюрный цифровой аппарат. Номера файлов или запоминают, или находят наугад во время подготовки к сольному выходу. С той же целью используется и MP3–плейер со встроенным диктофоном.


А самой распространенной технической шпаргалкой является bluetooth–гарнитура — беспроводной микронаушник, подключенный к мобильному телефону. Обнаружить вещицу размером 10x4,5 миллиметра не так уж легко. А если наушник еще и телесного цвета... Некоторые умудряются включать «ухо» даже во время общения с экзаменатором, чтобы не срезаться на дополнительных вопросах.


Кроме этих «шпионских» штучек, есть настоящие произведения технического искусства. Например, многофункциональный цифровой диктофон, упрятанный в шариковую ручку. Или наручные часы со встроенными диктофоном и MP3–плейером, имеющие внутреннюю память объемом от 256 Мбайт и укомплектованные стереонаушниками. В скором времени японские фирмы обещают встроить в наручные часы и самый миниатюрный в мире мобильный телефон. Аппарат будет оснащен встроенной антенной, поддерживающей голосовой набор, и сможет использоваться вместе с bluetooth–гарнитурой.


Когда эти модели поступят на вооружение молодых, но излишне прогрессивных «незнаек», учебным заведениям волей–неволей придется задуматься о действенном техническом противоядии. А пока преподаватели относятся к проблеме по–разному. Одни считают любые шпаргалки, будь то бумажная «гармошка» или навороченная гарнитура «хэндс фри», безобидной шалостью. Другие же выстраивают целые методики борьбы с безалаберным отношением к учебе.


В ответе за ответ


Преподаватели точных наук, например, особо за «жучками» не следят.


— А смысл? — пожимает плечами завкафедрой численных методов и программирования механико–математического факультета БГУ Валерий Романчик. — Мои студенты на экзамене решают задачи. Формулы, конечно, можно списать, но это особо не помогает. Нужно еще доказать, что ты правильно их используешь, обосновать выбранный ход решения задачи, продемонстрировать свои логические рассуждения. А откуда это все можно списать? Только из своей головы...


На гуманитарных факультетах другая ситуация. У доцента кафедры современного белорусского языка и по совместительству заместителя декана по учебно–воспитательной работе и социальным вопросам филологического факультета БГУ Сергея Важника есть тактика борьбы с электронными средствами:


— Перед тем как тянуть билет, мои студенты решают практическое задание — разбирают предложение, — рассказывает он. — Никакое техническое приспособление не поможет, если плохо ориентируешься в синтаксисе. Если же студент будет замечен за списыванием теоретической части, конечно, я задам ему несколько дополнительных вопросов. На этом этапе те, кто не подготовился, отсеиваются, их в итоге ждет пересдача.


А может, с техникой все же лучше бороться техникой? Тем более что ярые противники «шпионских» штучек уже придумали особые радиосканеры, которые в считанные секунды засекают все средства связи и записывающие устройства в пределах одной комнаты, а то и целой квартиры. Стоит, правда, такое удовольствие от 400 до 1.000 долларов. Оборудовать радиосканером каждую аудиторию вряд ли возможно...


— Справляемся пока своими силами, — начальник главного управления учебной и научно–методической работы БГУ, ответственный секретарь приемной комиссии Людмила Хухлындина имеет в виду «службу безопасности», которая следит за порядком на каждом вступительном экзамене. — Конечно, мы не можем обыскать каждого абитуриента перед входом в аудиторию. Но всех предупреждаем сразу: если вдруг будете уличены в использовании шпаргалок любого рода, наказание одно — удаление с экзамена.


Очевидно, что при таком исходе с мечтой о поступлении в высшее учебное заведение в этом году придется распрощаться. Но, кроме подмоченной репутации и потерянного времени, технически «пришпоренным» ребятам больше ничего не грозит.


— Независимо от того, списывает студент с бумажки или с MP3–плейера, привлечь его к административной или уголовной ответственности нельзя, — утверждает заместитель начальника управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД Игорь Пармон. — Только руководство вуза вправе решать, как следует наказывать за использование технических шпаргалок.


Понятно, что у МВД есть дела посерьезнее борьбы со списыванием. Может быть, вузам следовало бы внимательнее отнестись к теме ответственности за недобросовестную учебу? Иначе мы получим липовых специалистов, которым впору начинать свою речь на выпускном вечере словами: «Спасибо моему мобильнику за то, что я дотянул до диплома...»


Досье «СБ»


В Великобритании придумали высокотехнологичный способ борьбы со шпаргалками. Каждый экзаменационный лист маркируется особым микротекстом с названием школы, который позволяет создавать на бумаге водяные знаки. Поскольку фотокопию такого микротекста сделать невозможно, подлинность письма не ставится ни под какое сомнение. Кроме того, экзаменационные комиссии оснастят пакеты с бланками вопросов радиопередатчиками, которые помогут отследить их перемещение по школам. Преподаватели уверены в результате: 80% тех, кто пользуется шпаргалками, наверняка попадутся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter