Шпионы и разведчики

Ветеран КГБ СССР о противостоянии и методах двух немецких спецслужб

27 лет назад, осенью 1989-го, началось разрушение Берлинской стены, за которым последовало объединение двух Германий в одно государство.

О том, как проходила тайная война между их спецслужбами, рассказывает бывший сотрудник Первого главного управления КГБ СССР, ветеран Службы внешней разведки, полковник Виталий Коротков.


— Как получилось, что во главе разведслужбы ФРГ оказался нацистский генерал, начальник отдела в Иностранной армии Востока Рейнхард Гелен?

— Под конец войны Гелену, который занимался разведкой против Красной Армии, удалось сохранить всю свою базу данных, вывезти ее в Альпы и спрятать в подземной крепости “Альпийский редут”, оборудованной на случай эвакуации из Берлина ставки Гитлера. Затем Гелен сдался американцам. И когда они поняли, с кем имеют дело, то вывезли его в США, где на протяжении долгого времени допрашивали и решали вопрос о дальнейшем его использовании. Гелен понял, что сотрудничество с американскими спецслужбами поможет ему выжить. Американцы помогли ему создать новую спецслужбу ФРГ, куда он набрал бывших сотрудников абвера. Этой службой Рейнхард Гелен руководил до 1968 года, она в дальнейшем стала носить название БНД. Заметим, что сотрудники БНД не стремились разжигать противоречия между ФРГ и СССР. Они решали только те задачи, которые им ставили американские и английские кураторы в ходе “холодной войны”. БНД собирала информацию о происходивших процессах как на территории СССР, так и ГДР.

— Насколько удачно спецслужба Гелена смогла проникнуть в государственные секреты ГДР?

— В тот период границы советского и американского, английского секторов были практически открыты и передвижение по разным зонам, находящимся под контролем стран антигитлеровской коалиции, было практически свободным. На западе Германии под воздействием плана Маршалла начался экономический рост, а в ГДР экономическое положение оставалось намного сложнее. Это, естественно, было связано с тем, что ГДР, несмотря на “дружбу”, выплачивала СССР репарации, и многие предприятия, на которых могли работать ее граждане, ликвидировались. И в связи с этим найти работу в Восточной Германии было очень непросто. Большинство ее жителей стремилось найти себе работу в западной части Германии. Это облегчало геленовской спецслужбе работу по вербовке тех восточных немцев, кто обладал какими-то секретами. В 1990-е годы организация Гелена по заданию ЦРУ насаждала в ГДР массовую агентуру, которая работала в районе расположения частей Советской армии, на железнодорожном транспорте, отслеживала прохождение воинских эшелонов и переброску войск СССР.

И органы безопасности контрразведки ГДР, и представители МГБ-КГБ вели очень активную работу против шпионов западных разведок, поскольку на территории ГДР работала не только геленовская служба, но также разведки США и Великобритании. В этот период благодаря активным действиям работников контрразведки СССР и ГДР удалось провести две крупнейшие операции по выявлению агентуры западных спецслужб. Нами была проведена операция под названием “Весна”, в ходе которой было арестовано более шестисот агентов различных западных спецслужб. Но в основном спецслужбы Гелена. Спустя некоторое время была проведена вторая операция и снова было выявлено и арестовано около пятисот агентов западных спецслужб. Конечно, и “западники” не оставались в долгу...

— Американцы вообще не брезговали кадрами из нацистских спецслужб. Говорят, даже работники гестапо консультировали сотрудников ЦРУ США...

— Было и такое. До момента создания в США такой разведывательной структуры, как ЦРУ, американцы только учились мастерству разведки. И, конечно, консультации специалистов, какими были сотрудники нацистских спецслужб, были очень полезными. Методика подхода к предполагаемому объекту вербовки, разработка, привлечение его к сотрудничеству, знание психологии — всем этим бывшие сотрудники бывшего абвера хорошо владели. Они знали психологию советских людей, их слабые места, знали, на что можно при их вербовке надавить. И весь этот опыт был, конечно, полезен разведывательной службе США. Я не думаю, что она здесь открыла для себя что-то уж очень новое, но методика работы абвера наверняка пригодилась.


Разбор Берлинской стены знаменовал собой в том числе конец эпохи противостояния двух немецких разведок

— А были ли у ПГУ КГБ СССР подобные вербовки среди тех нацистов, которые могли помнить “ураганные” бомбардировки ВВС США и Британии городов Дрезден, Кельн и Мюнхен, а значит, не пылали любовью к англосаксам?

— Во всей Западной Европе к США всегда было разное отношение. Кто-то считал план Маршалла спасением для голодавшей Западной Европы.

А были люди, кстати, политики, которые видели, что способы борьбы США в ходе войны с нацизмом были иногда преступны. И очень многие жители Западной Германии понимали, что план Маршалла ведет не просто к возрождению экономики этой страны, а к завоеванию американскими концернами экономики их государства. И Хайнц Фельфе, например, один из руководящих сотрудников бывшей геленовской службы ФРГ, который до этого был работником СД, служил в VI управлении СД РСХА у Вальтера Шелленберга, а затем пошел на сотрудничество с ПГУ КГБ СССР именно потому, что американские ВВС во время войны стерли с лица земли его родной город Дрезден. Затем он мучился пару лет в плену у англичан и получил в течение этих двух лет не самые лучшие воспоминания об отношении союзников к его народу. Хотя, если бы он побывал в Воркуте...  Завербованный чекистами немец передал ПГУ КГБ более 15 тысяч секретных документов и назвал более 100 американских агентов. Благодаря его деятельности как советского агента разведка СССР не имела ни единого провала в ФРГ. Неприязнь к американцам и англичанам была не только у него, но и у многих других немцев, живущих в ФРГ. Хотя и СССР очень многие немцы отнюдь не боготворили... Но приходилось выбирать...

— Говорят, что перед падением Берлинской стены радиостанция “Свобода” в Мюнхене, а также другие подрывные центры в ФРГ призывали немцев сначала крушить Берлинскую стену, а затем и громить здание ЦК СЕПГ и МГБ ГДР?

— Конечно, в ГДР работали, в том числе и в Восточном Берлине, множество антиамериканских служб, так и в Западном Берлине в 1950—1960-е годы, где находились как спецслужбы, так и армии США, Великобритании и Франции, существовали десятки антисоветских организаций. Достаточно вспомнить такие организации, как Комитет свободных юристов, Общество борьбы с бесчеловечностью, Организация жертв сталинизма, Народно-трудовой союз (НТС) и многие другие. Все они вели беспрерывную пропаганду против СССР и ГДР, работники этих центров занимались вербовкой сторонников советского строя из граждан нашей страны, а также ГДР. Органам советской госбезопасности и нашим коллегам из МГБ ГДР приходилось нелегко в противостоянии всем этим организациям. Так что Берлин действительно был центром шпионажа и диверсионной работы.

Так что, несмотря на то что к концу 1980-х “холодная война” закончилась, разведчики бились насмерть.

Неудачная вербовка

Рассказывают, что незадолго до падения Берлинской стены в 1989 году в загородный дом четы Вольфов явились два сотрудника ЦРУ и предложили Маркусу Вольфу (бывшему начальнику главного управления разведки министерства госбезопасности ГДР. — Ред.) написать книгу о работе разведки ГДР на территории США с раскрытием всех тайных операций. За это ему якобы обещали хороший гонорар, вид на жительство в США, который избавил бы его от судебных преследований на его родине, виллу в Калифорнии, а также работу в качестве консультанта при руководителе Госдепартамента США по вопросам безопасности. Вольф указал непрошеным гостям на дверь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter