Шпильки в сторону

Письмо из Пекина
«Нет, все–таки я оставлю эту дурацкую наклейку со шпилькой. По крайней мере, пока», — вздыхает минская подруга. В моем узком дворе мы «даем задом» (замечательный термин, придумать который могли только женщины без всякой задней, пардон, мысли), ну и, как водится, задеваем — бампер за бампер — припаркованную машину. Об узости минских дворов, созданных в то время, когда никто не ожидал автомобильного бума, можно сложить эпитафию, но я сейчас не о том. Моя честная подруга норовила дождаться владельца задетой машины, чтобы извиниться и, в случае необходимости, расплатиться. Я ее от этой идеи отговорила и мне за это совершенно не стыдно. Я ездила и — этим искусством овладеть там гораздо труднее — парковалась в Лондоне. Так вот: «мадам паркуется по звуку» — это не анекдот, а суровая правда жизни. Причем касается она и джентльменов тоже — перед парковкой все равны. Если минчане будут продолжать покупать авто в нынешних темпах, скоро сами в этом убедитесь.

Ох, я же не о том написать хотела. О женщине за рулем, конечно. Если у нас видишь не самым адекватным образом двигающуюся машину, которая никак не может решить, в каком ряду ехать, поворачивать или нет, а если поворачивать, то стоит ли об этом сигнализировать, большинство водителей (мужчин, как водится) сразу предполагает: за рулем — «баба». Поступившись принципом женской солидарности, признаю: очень часто они правы. Если все это происходит в Беларуси. Потому что в Пекине совсем иная история: если видишь ярко–красную малюсенькую машинку с объемом двигателя 0,8 л, которая, не подмигивая поворотниками, все норовит втиснуться третьей на двухполосной дороге, это вовсе не значит, что за рулем — женщина. Так ведет себя любой китайский водитель. Я это точно знаю — убедилась на собственном опыте.

Вчера сдала экзамен в китайской ГАИ (97 баллов из 100 — отличный результат!) и теперь выезжаю на пекинские дороги в полном соответствии с местным законодательством. По секрету: я и последние четыре месяца ездила — только с белорусскими правами, которые в Поднебесной недействительны. Экзамен в ГАИ — отдельная песня: сдала не с первого раза. Впрочем, такой экзамен в любой стране — стресс немаленький. О том, как получала белорусские права, умолчу: вдруг бывшие преподаватели меня опознают? В Лондоне обошлось без пересдачи. Помню, меня все спрашивали: а как ты там будешь ездить, ведь все по–другому? А мне было без разницы — в Минске я ведь практически не водила. Так что начинать пришлось на дорогах с левосторонним движением (потом в Пекине я пару раз норовила свернуть на встречную полосу, но местные водители, давно ко всему привыкшие, успевали расступаться).

Если вам будут говорить, что ездить в Лондоне за рулем — жуть как сложно, не верьте: там сложно найти дорогу (из–за старинной застройки большинство улиц с односторонним движением, а потому заблудиться — пару пустяков), а вот ездить — очень даже нормально. Потому что движение предсказуемое, водители очень дисциплинированны и все соблюдают правила (залог тому — неминуемые и внушительные штрафы). Не поверите: на красный там стоят, а едут только на зеленый! А когда однажды я минут десять парковалась в узком дворике, перегородив все движение, ни один водитель в быстро создавшейся пробке мне не посигналил! О терпении лондонских водителей можно слагать оды.

Отдельное спасибо моему наставнику Володе, тогдашнему водителю нашего посольства. Он рискнул сесть рядом в мой самый первый выезд, а потом ездил в течение следующих трех недель. Жена ждала его дома, и каждый раз, когда он возвращался, перезванивала мне и благодарила за то, что вернула мужа живым и, не переставая удивляться, невредимым.

Володю и его сентенции я вспоминаю всякий раз, когда выезжаю на пекинские дороги, полные скрытых и неожиданных угроз. У него был бас и чудесный белорусский акцент, поэтому на бумаге, конечно, его шедевров не передашь, но — попробую. Правило первое: «Iнэса Мiкалаеўна, не вярцiце задам: сталi ў адным радзе i едьце». Этому правилу я следую всегда, потому что точно знаю: от лихорадочной смены полос страдает только нервная система, а времени выиграешь не более 3 — 5 минут, да и то в лучшем случае. Правило второе: «Iнэса Мiкалаеўна, не вярцiце так рулём, вы ж не на трактары». Так я узнала, что между теми «Жигулями», на которых я училась ездить в автошколе, и нормальной машиной существует большая разница. Но суворовское правило «тяжело в ученье — легко в бою» никто не отменял, правда?

А вот о том, как нужно (или не нужно) ездить в Пекине, я расскажу в следующем письме.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter