Корреспондент «Р» проверила, как работает мобильное приложение-шпаргалка для врачей скорой помощи

Шпаргалка для доктора

Фельдшер Гродненской городской станции скорой медицинской помощи Андрей Белобокий никогда не хотел быть программистом. Но именно он однажды пришел к главному врачу с предложением взять все служебные пособия, конспекты, таблицы и поместить их в телефон. Эксперимент превзошел все ожидания. Сегодня коллеги то и дело предлагают разработчику варианты улучшения. Корреспондент «Р» узнала, как работает новинка.

Каждый из нас хоть раз в жизни вызывал неотложку. Закололо в области сердца, лихорадит, живот скрутило так, что выпрямиться не под силу, — предварительный диагноз может поставить только врач или фельдшер. Бывает, счет идет на минуты. И хорошо, когда уже по дороге к пациенту есть возможность открыть в телефоне удобное приложение, где уместились толстые тома детских болезней и четкие инструкции по оказанию первой помощи. Приложение «Протоколы СМП» объединило алгоритмы оказания скорой помощи. Другими словами, это удобная шпаргалка для медиков. 

Главный врач станции скорой помощи Александр Байгин уверен: многое поменялось к лучшему, когда станция скорой помощи в 2013 году отделилась от больницы: 

— Мы сделали ремонт, закупили цифровую радиостанцию, покрывающую Гродно и район. «скорые» оборудовали системой спутникового позиционирования и контроля местонахождения выездных бригад. Пошили дополнительные комплекты формы. В последнее время количество вызовов в день сократилось с 500 до 350. Во многом за счет организации дежурных бригад при поликлиниках. Наши граждане привыкли вызывать «скорую» при малейшем недомогании. В развитых странах от такой практики давно ушли, но мы, по всей видимости, еще долго будем работать по старинке. 

В диспетчерской кипит работа. Попеременно звонят телефоны. Диспетчеры рассказывают: когда ввели компьютеры, пришлось заново учиться профессии. Когда-то все маршруты «скорой» просто записывали от руки в журнал. Сейчас все они выведены на экран в режиме онлайн. 

Знакомимся с разработчиком приложения. Андрей Белобокий окончил Гродненский медицинский колледж, получил специальность  «фельдшер-акушер». Попал на станцию скорой помощи по распределению, работает здесь уже 4 года. 

Юрий КРАХМАЛЬЧИК оценил достоинства изобретения своего коллеги.

— Как родилась идея сделать такое приложение? — интересуюсь у Андрея. 

— Видели у нашего главврача брошюры и толстенные талмуды с болезнями? Решил, что было бы неплохо иметь все это в смартфоне. Открыл интернет-уроки программирования с нуля и потихоньку занимался во время отпуска. Из отпуска вышел уже с изобретением. 

Работа диспетчера скорой помощи отдаленно напоминает труд авиадиспетчеров. Только тем надо разводить самолеты. А здесь вовремя сориентироваться, какие бригады отправить, какие попридержать. Вдруг через полчаса начнется аврал.

— «Синдром отмены» в Скиделе, мужчина заперся в сарае, грозится поджечь, агрессивен, — говорит коллега Андрея. — Надо вызывать еще и милицию. 

— Несколько раз вынимали людей из петли и спасали, — рассказывает диспетчер с 30-летним стажем Алина Янчи. — Часто звонят прохожие, когда обнаруживают лежащего на земле человека. Однажды был курьезный случай. Еще работала на вызовах. Мужчина лежит под Старым мостом. Выезжаем на место. Находим. Интересуемся самочувствием. А он и говорит: «Да что же это такое? Только прилег отдохнуть, и каждый раз кто-то вызывает «скорую». 

Андрей Белобокий в это время подробно рассказывает о своем детище. Работнику, знакомому с этими протоколами, разобраться в них проще простого: общие, детские, реанимация и т.д. Для молодых специалистов это большая подсказка в работе. 

— Татьяна, собирайтесь! Ваш выезд. Мужчина, 67 лет. Недавно выписался из больницы после инсульта. Резко упало давление. 

Бригада фельдшеров готова к выезду. Юрий Крахмальчик — тоже молодой специалист. Приложением-шпаргалкой пользуется активно. Все время в пути он открывает вкладки на смартфоне и показывает ноу-хау: травма позвоночника, бронхиальная астма, острая аллергия… Здесь собраны и подробно описаны сотни самых разных болезней:

— В свободное время можно открыть, повторить то, что знаешь, и узнать что-то новое. Лишние знания не помешают в нашей работе. 

Пенсионеру Николаю Петровичу с низким пульсом сделали кардиограмму, измерили пульс, давление. Подробно расспросили у супруги, какие лекарства она ему давала. Оказалось, что среди принимаемых пилюль есть те, которые влияют на пульс. И принимать их надо с учетом этого факта. К концу визита пожилая чета заметно повеселела, а мужчина на радостях попросил жену скорее приготовить ужин.

Андрей БЕЛОБОКИЙ за работой.

После выезда становится понятно: работа диспетчера не менее сложна. На месте врачи и фельдшеры видят больного, могут провести исследования, а диспетчерам приходится в течение минуты сделать все правильно: на инфаркт послать бригаду интенсивной терапии, а на аритмию — фельдшера. Фактически надо мгновенно выдать предварительный диагноз. Приложение Андрея Белобокого доступно на сайте Гродненской городской станции скорой медицинской помощи: на главной странице размещен QR-код. Пользуйтесь на здоровье!  

tanula.k@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter