В мае открывается первый в стране консультационный центр по альтернативной энергетике

Шоу-рум для ветрогенератора

В мае открывается первый в стране консультационный центр по альтернативной энергетике.
В мае открывается первый в стране консультационный центр по альтернативной энергетике. Какие мифы существуют про возобновляемые источники энергии, кому в ближайшем будущем понадобятся ветрогенераторы и сколько солнечных часов нам не хватает, чтобы чувствовать себя, как в Сочи? Об этом мы поговорили со специалистом в области альтернативной энергетики Александром Галкиным.


– Александр, наш климат позволяет целесообразно использовать альтернативные источники энергии. Хватает ли, к примеру, солнца для эффективной работы электростанций?


Александр Галкин– С самого начала своей деятельности мы развенчиваем мифы про альтернативные источники энергии. Миф № 1 – они непригодны для использования в наших погодных и географических условиях: для солнечных батарей слишком мало солнца, а для ветрогенераторов не хватает силы ветра. Зачастую эта убежденность основывается лишь на личных ощущениях. В Республиканском гидрометеоцентре по запросу можно получить официальную справку о количестве солнечных часов и скорости ветра. У нас такой документ есть, поэтому мы можем констатировать, что в Беларуси в среднем 1750 – 1900 солнечных часов в году, и это всего на 10 процентов меньше, чем в курортном Сочи. Кроме того, ежедневно получаем данные по выработке энергии на электростанциях, которые также подтверждают их эффективность.

Это далеко не единственный, хотя самый главный стереотип, который нам приходится разрушать.

– Где развеиваются стереотипы?


– Есть организации,  которые популяризируют зеленую энергетику и энергосбережение, проводят курсы, семинары и конкурсы для школьников и студентов.  Например, с Центром экологических решений мы установили небольшие солнечные электростанции, чтобы показать, как они работают. Одна стоит на крыше центральной библиотеки в Марьиной Горке. Нам каждый день задают вопросы, касающиеся применения солнечной, ветровой и геотермальной энергии. Часто обращаются с просьбой выступить перед молодежью, но в этих лекциях и семинарах есть существенный недостаток – нельзя продемонстрировать все оборудование наглядно. В мае планируем открыть первый в стране консультационный центр альтернативной энергетики, где выставим альтернативные источники энергии. Солнечные батареи, коллекторы, малые ветрогенераторы, тепловые насосы можно будет увидеть и потрогать. Кроме ежедневных консультаций раз в неделю предусмотрены открытые лекции.

– Сможем ли мы когда-нибудь полностью перейти на энергию солнца и ветра?

– Европейский лозунг об энергетической безопасности не слишком актуален для нас сегодня. В нашей стране развитие альтернативной энергетики направлено исключительно на решение локальных задач: возможность развития домашнего и сельского хозяйства, производства и сферы услуг там, где отсутствуют электричество, газ. Для простого человека это возможность построить дом, где он захочет: у речки, в лесу или в чистом поле. Конечно, мы должны быть готовы, что в будущем ситуация может резко измениться и тогда белорусы будут вынуждены полностью перейти на энергию солнца и ветра. Именно поэтому так важно продолжать двигаться в этом направлении.

Мария ЗУБКОВА


Как ты экономишь?


Алексей Полубисок, sap bi консультант, 25 лет, Минск:

– В целом любая экономия, которая меня бы не напрягала и не ухудшала условия существования, – это нормально. Я, например, использую энергосберегающие лампы. Купил – и все: светят так же, а энергии тратится меньше. К тому же все зависит от цен на коммунальные услуги. У нас, наверное, мало смысла заморачиваться. И в чем-то это радует: я бы не очень хотел, как немцы, выключать воду в душе, когда намыливаюсь, или какой-то подобной ерундой заниматься. Меня бы могли заставить это делать только серьезные затраты.

Кристина Кравченко, руководитель волонтерского отряда БРСМ, 21 год, Могилев:

– Живу в общежитии, где мы все платим одинаково, и экономия на нас не отражается. Но все равно стараемся не тратить энергию зря. Телевизоров у нас нет, поэтому главный расход электричества у студентов приходится на холодильник, ноутбук и зарядку телефона. Если вижу торчащее из розетки зарядное устройство, к которому ничего не подключено, всегда вытаскиваю, потому что верю: это тоже помогает сэкономить ватты. Соседи не против. С детства приучена выключать за собой свет. А сохранить тепло нам помогает старый дедовский способ: когда холодает, кладем на подоконники старые покрывала, чтобы не продувало.

Филипп Биканов, социолог, 23 года, Минск:

– Я очень плохо экономлю. Свет в комнатах часто оставляю, окна открываю зимой. У меня даже счетчика воды нет, потому что трубы в моей квартире не выдержат его установки . Думаю, буду экономить, как только он появится. Это значит, когда сделаю ремонт или перееду в другое место. В экономии тепла не вижу смысла, поскольку отопление у нас централизованное, и я плачу фиксированную сумму в месяц. Зачем мне экономить? Не вижу «нерублевых» возможностей мотивировать человека сохранять свет, воду, тепло. Мы же не в Африке живем, где каждая капля воды на вес золота.

Константин Бакун, студент, 19 лет, Светлогорск:

– Раньше об этом особо не задумывался и, кроме энергосберегающих лампочек, ничего специально не использовал. Но считаю, что экономить – это правильно. Если поначалу нелегко, дискомфортно, то потом просто входит в привычку. Сберегать можно разные ресурсы, и это поможет не только улучшить экологию, но и повысить благосостояние страны.

Елена ТАЛАЛАЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter