Шляхтичи с большой дороги

Загадка смерти Василя Тяпинского
Загадка смерти Василя Тяпинского

Вокруг известных белорусов прошлого столько тайн и загадок, что их биографии давно превратились в мифы. Скорину мы традиционно считаем выдающимся мыслителем, а с позиции сегодняшнего дня он более похож на бизнесмена. Имидж протестанта Будного меняется — от просветителя народных масс до интеллектуала–отшельника. Ну а последователь и современник первых двух Василь Тяпинский вспоминается скорее как жертва «мафии» XVI века, а не как переводчик Священного Писания...

В конце февраля 1600 года два пана, Абрам и Константин Тяпинские, выехали из Латыголи, имения своей матери Зофеи, княжны Жижемской, в Полоцк. Шляхтичам предстояло добраться в центр воеводства, чтобы предстать перед судом по делу об убийстве их отца Василя. Ответчиками выступали двоюродные братья — земяне господарские Иван и Василь Матеевичи Тяпинские. Вот только суд пришлось отложить. По дороге на Абрама и Константина ни с того ни с сего, как зафиксировал «протокол», напала банда бояр «з многими людьми а помочниками своими».

27 февраля Абрам с Константином остановились в имении Крайск Менского воеводства у некоего пана Миколая Ярошевича Волчка. Передохнуть. Коней отвели в «стодолу», а сами пошли в «грыдню». Там–то и случилась драка.

Все произошло внезапно. Нападавшие по фамилии Гедройти оказались боярами Константина Львовича Гурина, земянина господарского Менского воеводства. «Прышодшы, моцно, гвалтом в той стодоле... без жадное звады, с тылу мене, чоловека невинного им и никому, и во всем спокойного, без брони, кийми збили и зранили и на члонку охромили, то ест плечо правое выбили», — перевязанный, чуть двигаясь, жаловался Абрам Тяпинский менскому суду. Он серьезно сомневался, «жыв ли зостану».

Каждая царапинка в белорусском суде XVI века описывалась с беспристрастностью и дотошностью. И так образно, что, когда читаешь старый документ, кажется, будто составлял его талантливый писатель, вместо сочинения романов вынужденный заниматься юриспруденцией. То, что сегодня можно запечатлеть на фото, в то время не менее ярко передавали слова.

Перед менским подстаростой Яном Курошем на заседании 18 марта возный господарский Юрей Малопенянский добавлял, что у Абрама Тяпинского «аж кости хрустят, и не ведаем о том, если плечо володати пан Абраам Тяпинский будет». Досталось и второму брату: «по правой и левой стороне на голове раны крывавые, кием бытые, и хрибет весь збит, спух, синий, кровью подсел». «Збiлi на горкi яблык» и «служебника» Константина Миколая Остроуха.

Что это — покушение на убийство, попытка запугать?

В семействе Тяпинских все столетие шли непрекращающиеся разборки с дележом собственности, список претензий одних родственников к другим с каждым годом лишь разрастался. Так что вполне возможно, что Гедройти действовали по наводке тех же племянников Василя Тяпинского, которые, наверное, уже сидели в Полоцке и дожидались решения проблемы на «большой дороге».

Гедройти — Балтромей, Лукаш Балтромеевич и Матей Василевич — отобрали у своих жертв две шапки, куницами подшитые, а одну «горлы лисими» да рукавицы «сукна фалюндушу бурнатного, смушками подшытые». Улов небольшой для столь крупной потасовки. Так, может, их и правда подослали, чтобы остановить Тяпинских, не дать им доехать до Полоцка?..

Можно было бы поверить в эту вер
сию, если бы не другой документ — жалоба одного из нападавших, Балтромея Гедройтя. По словам Балтромея, его сыновья Лукаш и Петр ехали по купеческим делам с торга в Долгинове и решили остановиться там же, где и Тяпинские, — в стодоле пана Волчка. Тем временем появился некий «опилый» человек, впоследствии оказавшийся Константином Василевичем Тяпинским, и со своими слугами, выследив Гедройтев, стал «кийми бить» их и стрелять.

Тяпинские, «зранившы их окрутне... от возов и от товаров их отогнали и сами тые товары забравшы, тот дей Костантын Тяпинский до дому матки своее, до Лотыголы, найме Омельяновщыны, в повете Менском лежачое, отвез а меновите товаров: воску не меней петнадцат, селедцов — пол бочки, готовых грошей...»

В менских судебных книгах засвидетельствовано, что у Лукаша «руки, пальцы посечены и на хрыбте раны синие, знать же кием, так же у Петра — рана у голове тетая, и так же кием окрутне збит».

История эта еще более запутанная, чем может показаться на первый взгляд. Возможно, речь идет вовсе не о знаменитом Василе Тяпинском и его потомках и родственниках, а о другом человеке — тезке просветителя. Историк Владислав Веревкин–Шелюта выяснил, что Василей Тяпинских в XVI веке было, по крайней мере, два...

Семейство Тяпинских еще долго сотрясали скандалы. В 1603 году сын Василя Тобиаш захватил «усадьбу старую покойного отца» и выгнал оттуда брата Абрама. Потом вроде парни договорились, и Абрам должен был получить компенсацию. Но Тобиаш оказался прохвостом. Абрам попытался было решить дело в суде. Но Тобиаш и туда не явился. А когда уполномоченный суда Балтромей Банковский приехал из Полоцка в Тяпино, чтобы взыскать с Тобиаша компенсацию и выдворить из имения, то упрямый пан «моцно боронил» свою «крепость». Если бы не вмешательство короля, который «выволал», то есть приказал выслать Тобиаша из государства, эта история могла бы затянуться на годы... Впрочем, она уже не касается знаменитого Василя Тяпинского, поэтому на сим и закончим наш рассказ.


Комментарий

Ольга Бобкова, завотделом древних актов Национального исторического архива Беларуси, обнаружившая ранее неизвестные свидетельства о семействе Тяпинских в книгах Менского гродского (замкового) суда.

— Документы, поведавшие нам эту историю, уникальны. Они проливают свет на загадку смерти Василя Тяпинского. Здесь говорится о лицах, подозреваемых в его убийстве: братья Абрам и Константин рассказывают о «забите» их кузенами «отцу нашого пана Василя Тяпинского», а вместе с тем и сами попадают в переделку. Подобные стычки между шляхтичами в ту пору случались нередко. Как умер сам Тяпинский, мы не знаем. Но известно, что он был далеко не дружен со своими родственниками, в частности с братом Матвеем. После убийства Василя проблемы свалились на его потомков. Вот они и поехали в Полоцк — решать в суде, что делать, и выяснять, кто виноват. Но пришлось повернуть в Менск, так как по дороге случилось непредвиденное. Зато теперь можно считать, что Василь Тяпинский, вероятно, умер не позже 1600 года, хотя до сих пор нет согласия среди ученых о времени рождения и смерти знаменитого деятеля эпохи Ренессанса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter