«Шлягер — это то, что живет всегда»

Музыканты Финберга снова собирают на фестиваль «Шлягер на все времена»

Михаил Финберг — о звездах и личностях, об оркестре и просветительстве, об отличиях хита и встрече с Эдди Рознером

Национальный концертный оркестр Беларуси под управлением маэстро Финберга в третий раз собирает меломанов на фестиваль «Шлягер на все времена». С 23-го по 26 марта четыре премьерные программы прозвучат со сцены столичного клуба имени Дзержинского. Чем порадуют зрителей на этот раз? Накануне концертов «Р» за-глянула к руководителю знаменитого коллектива народному артисту Беларуси Михаилу Финбергу.

— Михаил Яковлевич, третий по счету выход к зрителю музыкального проекта «Шлягер на все времена» означает, что он прижился в столице?

— Надеюсь, да. Потому что считаю этот проект необходимым: ведь он не просто развлекательный, а просветительский. В этих концерт-ных программах звучат песни, которые прошли через жизни многих людей и остаются такими же любимыми в наши дни. Не замечать этот богатейший музыкальный материал было бы просто непростительно. Наш фестиваль дает возможность вспомнить и то время, и тех людей, и своих близких и родных и, конечно, рассказать о замечательных песнях, их авторах и исполнителях молодым. Ведь на примере таких песен есть чему поучиться – образцовым мелодиям, текстам, аккомпанементу. Очень важно передать музыкальную, песенную историю новому поколению слушателей. И в этом я вижу одну из главных задач нашего оркестра. Нельзя жить одной сегодняшней пусть даже очень модной песенкой. Чтобы двигаться вперед, создавать что-то свое, новое, нужно знать и историю. Поэтому Национальный концертный оркестр Беларуси организовывает и проводит просветительские фестивали, посвященные белорусской музыке, в 14 городах страны. Сегодня нет такого белорусского автора, чью музыку мы не исполняли бы. И я могу заверить, что пока хватит здоровья, буду работать в этом направлении дальше — как в отношении белорусской музыки, так и шлягеров, о которых наш сегодняшний разговор.

— Так чем же порадуете слушателей в этот раз?

— Подготовлены четыре новые программы, в которых прозвучат 122 песни. Мы репетировали их в течение года, и хочу особо подчеркнуть, не отменяли при этом ни одного из запланированных концертов. В этой связи не могу не отметить выдающихся музыкантов, работающих в составе заслуженного коллектива Национального концертного оркестра Республики Беларусь, которые могут безошибочно сыграть любую музыку, с любовью и ответственностью относятся к делу, которому служат. Музыкантами и солистами проделана, действительно, большая работа. Но мы делали ее с огромным удовольствием, и, надеюсь, не меньшее удовольствие подготовленные программы доставят и нашим слушателям.

Отмечу и такой важный момент: перепевают шлягеры сегодня многие. Но — под фонограмму. Я никогда фонограммой не пользовался и не пользуюсь – Национальный концертный оркестр выступает только вживую.

Что же касается программ, то первая из них посвящена 115-летию со дня рождения народного артиста СССР Леонида Осиповича Утесова. К сожалению, спроси сегодня у молодежи, кто это, вряд ли большинство сможет ответить. А ведь это та самая история – легендарный исполнитель, дирижер, символ советской песни, у которого многому учились. Между прочим, он первым еще в прежнем столетии начинал делать то, что теперь называется клипами. Но главное – в эстрадном музыкальном мире Леонид Утесов имел свое лицо, что в искусстве самое важное и трудное.

Вторым концертом мы вспомним замечательную советскую певицу Майю Кристалинскую. Она была всего лишь заслуженной артисткой и по специальности не музыкант, а авиаконструктор, но в песне сделала многое. Ею записано около 400 произведений, и одна песня лучше другой. Майя Кристалинская – имя, личность. На сегодняшней эстраде все вокруг звезды, а вот подобных личностей, к сожалению, нет…

Составляя программу, я не мог обойти еще одного удивительного человека — дирижера, виртуоза-трубача, композитора, аранжировщика Эдди Игнатьевича Рознера, чье 100-летие будет отмечаться в этом году. Именно Эдди Рознер в 1939 году создал в Беларуси первый Государственный эстрадный оркестр. С того времени ведет отсчет своей истории белорусский джаз – ему уже 71 год! Национальный концертный оркестр — продолжатель традиций оркестра Рознера. Я счастлив, что имел возможность дважды делать концерты памяти этого великого музыканта в Москве в концертном зале «Россия» с участием многих работавших с ним исполнителей.

— Но известно, что вы и лично были знакомы с Рознером.

— Год нашей встречи я помню точно – 1969-й. Я был студентом и подрабатывал, играя в минском ресторане «Планета», где, как оказалось, в один из вечеров Эдди Игнатьевич ужинал. Он подошел ко мне и предложил работать у него в оркестре. Я отказался. Молодым был совсем, не представлял еще тогда для себя деятельность в оркестре, гастроли…

Но о джазовой музыке я многое узнал именно из концертов Рознера, которых позже посетил множество. Там было чему поучиться — ведь Эдди Игнатьевич первый в Беларуси знал, что такое джаз «с другой стороны», он жил на Западе. Вообще, у этого человека сложная судьба. В Минске Рознер не-долго задержался. Его арестовали, сослали, после отбывания срока признали невиновным. Затем он работал в Москве, создал свой знаменитый эстрадный оркестр, с которым много и успешно выступал. Но после очередной кампании по борьбе с джазом коллектива не стало, Рознер переехал в Гомель, организовал эстрадный оркестр в филармонии. Там подобрались чудесные музыканты. Но и этот коллектив разогнали. Комиссия ЦК КПБ, в которую вошли (а я всех их знаю) не слишком талантливые люди, написала, как сейчас принято говорить, справку. В ней было буквально два предложения. Но после нее оркестра не стало… Горько об этом вспоминать, но так было.

На концерте, посвященном 100-летию Эдди Рознера, мы постараемся рассказать много интересного об этом удивительном музыканте, прошедшем яркий, но сложный путь в искусстве. Разумеется, прозвучит и много замечательной музыки. Например, одним из произведений станет фантазия на тему песен из знаменитой комедии «Карнавальная ночь». Не все знают, что озвучивал этот фильм именно белорусский эстрадный оркестр Эдди Рознера.

Кстати, шлягеры, пришедшие к слушателям из фильмов, мы собрали в нашей четвертой премьерной программе. Когда кино было не просто мельканием кадров, на экране звучало много хорошей музыки. В кино работала целая плеяда выдающихся композиторов, в том числе и такие академические мастера, как Хачатурян, Шостакович, Прокофьев. В концерт мы включили лучшие песни из кинофильмов. Фактически он будет концертом-караоке, когда зрители в зале вместе с оркестром будут исполнять свои любимые мелодии.

— Все билеты распроданы?

— Билетов нет давно. И это при том, что в Минске мы работаем семь концертов за квартал. Такое внимание зрителя к нашему коллективу – большое уважение. Я этим очень горжусь, дорожу, но и понимаю, что работать дальше нужно еще лучше, еще точнее и профессиональнее, чтобы оправдать доверие публики.

— Михаил Яковлевич, в чем, по-вашему, секрет шлягера? Возможно ли его сразу вычислить среди других песен?

— Все очень просто. Слушатели хотят одного, чтобы качественная, хорошая музыка была профессионально исполнена. Когда это совпадает, получается результат, которого ждет зритель, и песня, которая становится любимой им на годы. Вообще, если честно, мне не нравится слово «шлягер», но другого нет, чтобы точнее передать смысл. Например, сейчас часто пользуются словом «хит», дословно – «удар». Так вот удар бьет и исчезает, а шлягер – это то, что живет навсегда. А как его вычислить? Я думаю, нужно время. Только время поможет распознать настоящий шлягер.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter