В четырех школах Минска и в одном учреждении в агрогородке Колодищи запустили факультативные занятия, нацеленные на развитие инженерных компетенций учащихся.
Иллюстративное фото
Татьяна Канашевич, начальник Центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТ, рассказывает:
- Коллективом авторов, среди которых работники БНТУ и средней школы № 52 г. Минска, разработана учебная программа факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», которая предполагает тесное сотрудничество со школой преподавателей университета, проведение занятий на базе университетских лабораторий. А в перспективе можно говорить об открытии профильных инженерных классов.
Инженерные классы позволили бы сформировать траекторию «заинтересованный ученик — отличный студент — квалифицированный работник», уверена заместитель директора по учебной части средней школы № 52 г. Минска Юлия Бакун. Десятиклассники этого учреждения образования стали изучать факультатив «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию». Почему это важно? Поступая в технические вузы, дети иногда даже теоретически плохо представляют, чем будут заниматься в будущем, говорит Юлия Бакун:
– Все, что нас окружает, когда-то было создано инженерной мыслью, об этом мы говорим школьникам. Процесс обучения разбит на блоки. Изучаем инженерные отрасли: архитектурная, генная, горная, компьютерная... Причем как закрепляем теорию? Изучаем машиностроение – отправляемся на экскурсию на МАЗ, Минский тракторный завод. Профориентационный блок – один из основных, поскольку дети знакомятся с конкретными профессиями: строителя, технолога, конструктора, архитектора, программиста, дизайнера, энергетика, логиста, системотехника. Следом – практико-ориентированный модуль: занятия по 3D-моделированию, программированию, робототехнике. От занятия к занятию ребенок оценивает, подходит ли ему эта специальность. В таком случае в университет абитуриент приходит уже с четким пониманием того, какую профессию, почему и для чего он хочет освоить. Однако самое главное здесь то, что на рабочих местах будет все меньше случайных людей и все больше знающих свое дело.
От теории к практике – по такому принципу построено обучение, направленное на развитие определенных компетенций у учеников, обращает внимание на важное директор средней школы № 52 г. Минска Оксана Цуран:
– Именно поэтому инженерное мышление начинаем формировать с начальной школы: развиваем логику, объясняем азы 3D-арифметики, обучаем элементам скрейтч-программирования. Дальше – больше. Со средней школы ориентируем ребят, причем разной успеваемости, на получение углубленных знаний по техническим дисциплинам. Мы единственные в Минске открыли допрофильный класс трудового обучения с внедрением аддитивных технологий: это когда ученики не только выпиливают, как привычно, заготовки из дерева, но и проектируют их в специальных программах, а потом «распечатывают» на 3D-принтере.