Школьный завтрак

Выступая на II Всебелорусском народном собрании, Президент подчеркнул, что важнейшей заботой государства остается поддержка системы образования.
Выступая на II Всебелорусском народном собрании, Президент подчеркнул, что важнейшей заботой государства остается поддержка системы образования. В том числе социальный аспект: государственное участие в качественном питании школьников.

Недавно комбинат школьного питания Советского района, что на улице Кольцова, начал поставлять в буфет политехнической гимназии N 6 контейнеры с "пилотными завтраками" в одноразовой упаковке. С осени прошлого года в Партизанском районе на улице Менделеева открылось предприятие "Славянка" - специализированный цех по переработке мяса, который централизованно готовит полуфабрикаты для школ своего и частично Заводского района. Это хорошие новости, и они свидетельствуют о том, что в столице продолжается поиск оптимальной модели организации питания для 250 тысяч учащихся 232 средних школ.

"Пилотный завтрак", например, - московского образца, и он потому так и называется, что аналогичен тому, который дают в самолете: паек в пластмассовом поддончике, обернутый пищевой пленкой.

Однако минский бутерброд к завтраку остается государственным, тогда как московский отдан на откуп негосударственным структурам.

Опыт Центрального округа Москвы (который ездили изучать минчане и элементы которого теперь внедряют руководители и специалисты управления общепита Мингорисполкома с местными администрациями) показал, что при определенных условиях негосударственный сектор способен быть великодушным по отношению к нуждам обязательного среднего образования. Какие это условия?

Фирма "Алозань-Эдем" взяла на обслуживание 95 школ Центрального округа российской столицы. Школьное питание не является для фирмы основным видом деятельности, для нее это "довесок". У крупного предприятия есть мощные несущие "крылья": оно специализируется на обслуживании пассажиров самолетов аэропорта Внуково. Вот почему фирму, имеющую значительную валютную выручку, не вводит в штопор малодоходное школьное питание. В основе этой гармонии (почти что рая, учитывая значение слова "Эдем") лежит сочетание интересов правительства Москвы и собственника предприятия: частник выполняет социальный заказ города - город лоббирует его интересы по удержанию выгодного рынка услуг во Внуково.

У нас же и предприятие "Славянка", и комбинат школьного питания Советского района - это государственные структуры. Их возможности подрабатывать "на стороне" ограничиваются розничной продажей своей продукции местному населению через магазинчики кулинарии. В части экономического выживания комбинат по-прежнему уповает на помощь из бюджета города, а в лучшем случае - на шефство предприятий района или щедрость милосердных спонсоров.

Управление общепита Мингорисполкома сегодня отвечает за всю систему питания в средних школах, интернатах и ПТУ. В российской столице эта ответственность разделена. Департамент потребительского рынка и услуг правительства Москвы регулирует общие условия деятельности тех предприятий, которые кормят ребят. 60 процентов школьного стола там, условно говоря, накрывают негосударственные предприятия. При этом частные фирмы имеют ряд существенных налоговых и иных льгот, которые стимулируют инвестиции в эту важную отрасль московского хозяйства. Что же касается подробностей организации дела: чем, как и за сколько кормить, - все это забота той же фирмы "Алозань-Эдем". Если фирма халтурит, департамент откажется от ее услуг и заключит контракт с более добросовестной. Конкуренция на рынке услуг профилактирует хронические безобразия, которыми страдает минский школьный общепит.

Таким образом, если вдуматься, то минский "пилотный завтрак" - это прежнее содержание, хотя и в новой упаковке. Впрочем, это понимают в управлении общепита Мингорисполкома, а его руководитель Иван Андрончик в ходе семинара, проведенного в столице (с выездом на места, где участники изучали хорошие новости), говорил журналистам: "В порядке эксперимента необходимо, наверное, в одном из районов столицы школьное питание передавать негосударственным предприятиям, опираясь на положительный московский опыт".

Практика показывает, что заимствования даже очевидно разумных, эффективных, себя оправдывающих моделей - вещь далеко не простая. Есть еще проблема с различием традиций, психологии, менталитета, вкуса, наконец, коль скоро речь о еде.

В ходе городского семинара по проблемам школьного питания слышались возражения: это же всухомятку, перемороженное и разогретое, к тому же в пленке, пусть и пищевой. А нам хотелось бы кормить детей по-домашнему, свежеприготовленным, и так, как вообще белорусы привыкли: чтобы и картошечка, и овощей побольше. Им же не в самолете лететь, а каждый день долгими часами напряженно учиться! И не слишком ли роскошно закладывать в стоимость завтрака "Экспресс" (251 рубль, к примеру) для гимназистов-старшеклассников с улицы Некрасова цену его пластиковой упаковки в размере 19 рублей, не лучше ли лишний ломтик огурца добавить? И как школы будут складировать, паковать, утилизировать все эти поддончики и пленки - на это опять-таки потребуются дополнительные расходы, а где их возьмет народное образование? Не кончится ли тем, что захламимся отходами "пилотных завтраков", раз нет пока опережающего, на перспективу, решения этой побочной проблемы?

На снимке: на Минском комбинате школьного питания готовят экспресс-завтраки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter